Домой Недвижимость Верховская ольга рафаиловна. Верховская, Ольга Рафаиловна - Стратегический менеджмент: учебное пособие

Верховская ольга рафаиловна. Верховская, Ольга Рафаиловна - Стратегический менеджмент: учебное пособие

Доцент кафедры стратегического и международного менеджмента

ОБРАЗОВАНИЕ И УЧЕНЫЕ СТЕПЕНИ

  • Программа повышения квалификации по инновационным методам обучения, Гарвардская школа бизнеса, США, 2008.
  • Кандидат экономических наук, СПбГУЭиФ, 1996.
  • Аспирантура, СПбГУЭиФ, 1992-1996.
  • Специальность «Планирование промышленности», Промышленно-экономический факультет Ленинградского финансово-экономического института, 1991.

НАУЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

  • Анализ предпринимательской активности
  • Проблемы обучения стратегии в бизнес-школах.

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ (ОБЩЕЕ ЧИСЛО - 52)

Учебники и учебные пособия

  • Методические указания по подготовке годовой курсовой работы на тему: БИЗНЕС-ПЛАН для студентов, обучающихся по направлению 080200 «Менеджмент» под ред. О. Р. Верховской, И.В. Осколкова. - 10-е издание, исправленное: СПб: Издательство: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2016.
  • Стратегический менеджмент. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010 (соавт. с О.П. Савичевым).
  • Методические указания по изучению учебной дисциплины «Стратегический менеджмент» в рамках модульного обучения СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006.
  • Стратегический менеджмент в децентрализованных фирмах. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004 (соавт. с В.М.Архиповым).
  • Предпринимательские стратегии. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002 (соавт. с В.М.Архиповым).

Статьи в научных журналах

  • Предпринимательская активность в России: результаты проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства 2006-2016 (соавт. с Е.А.Александровой) // Российский журнал менеджмента. - 2017 - Т. 15. -№ 21 - С. 3-26.
  • Обучение стратегии в бизнес-школах: современные вызовы (соавт. с Ю.Н. Арай, Т.Н. Клеминой) // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. Менеджмент. - 2017.- Вып. 2. С. 299-321.
  • Мотивация предпринимательской деятельности: роль институциональной среды (соавт. с Е.А.Александровой) // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. Менеджмент. - 2016.- Вып. 3. С. 106-138.
  • Предпринимательские намерения в России: эмпирический анализ (соавт. с Е.А.Александровой) // Российский журнал менеджмента. - 2015 - Т. 13. -№ 2 - С. 3-28.
  • Предпринимательские фирмы и создание новых рабочих мест в России:эмпирические свидетельства (соавт. с М.В.Дорохиной).// Российский журнал менеджмента. - 2013 - Т. 11. -№ 1 - С. 19-40.
  • Предпринимательская активность и потенциал предпринимательства в России (по материалам проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства, 2006 - 2010). (соавт. с М.В.Дорохиной)// Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. Менеджмент. - 2011.- Вып. 4. С. 68-99.
  • Факторы формирования нарождающегося предпринимательства: особенности России // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. Менеджмент. - 2008 - . Вып.3. - С. 32-52.
  • Предпринимательская активность в современной России (соавт. с М.В.Дорохиной)// Российский журнал менеджмента. - 2008. - Т. 6. - № 1.- С. 25-52.
  • Динамические способности фирмы: что необходимо, чтобы они были способностями? // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. Менеджмент. 2006. Вып. 4. С. 183-185.

Учебные кейсы

  • Русский McDonald`s — фантазия или реальность: управление ростом компании «Чайная ложка» // Управление развитием организации: кейсы из коллекции ВШМ СПбГУ / Под ред. И.В.Гладких. СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента». 2010. С. 11-40 (соавт. с Г.В. Широковой).
  • Отис в России: одинаковая стратегия для разных бизнесов? // Управление развитием организации: кейсы из коллекции ВШМ СПбГУ / Под ред. И.В.Гладких. СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента». 2010. С. 307-316 (соавт. с В.А. Чайка).

Национальные отчеты

  • «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2016-2017. Национальный отчет (в соавт. Е.А.Александровой, К.А. Богатыревой, М.В Дорохиной, Э.В. Шмелевой) //Институт "Высшая школа менеджмента", Санкт-Петербургский государственный университет, 2017.
  • «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2013. Национальный отчет (в соавт. М.В. Дорохиной, А.В. Сергеевой //Институт "Высшая школа менеджмента", Санкт-Петербургский государственный университет, 2014.
  • «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2012. Национальный отчет (в соавт. М.В. Дорохиной //Институт "Высшая школа менеджмента", Санкт-Петербургский государственный университет, 2013.

ЗАРУБЕЖНЫЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СТАЖИРОВКИ

  • Научные семинары проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства» (Бэбсон Колледж, США), 2008, 2009.
  • Школа бизнеса им. Хааса Калифорнийского университета (г. Беркли, США), 2006.
  • Гарвардская школа бизнеса, 2008

НАГРАДЫ И ГРАНТЫ

  • Благодарственное письмо ФБУ «Федеральный ресурсный центр» по организации подготовки управленческих кадров, 2015
  • Почетная грамота Министерства образования и науки РФ, 2009.
  • Благодарственное письмо Правительства Санкт-Петербурга за вклад в реализацию Президентской программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ, 2008.
  • Диплом комитета по экономической политике, промышленности и торговли за большой вклад в реализацию Президентской программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ, 2007.
  • Грант Благотворительного фонда В. Потанина, 2002.

ДРУГАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • Руководитель российской команды международного исследовательского проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства», 2007- .
  • Академический директор программ «Университет генерального директора». Ступень 1 и Ступень 2. 2017 -
  • Академический директор программы «Мини МВА- Роснефть», 2017 -
  • Академический директор программы HR-менеджер - как бизнес-партнер, 2016 -
  • Член Strategic Management Society, 2010-;
  • Руководитель программы «Управление малым и растущим бизнесом» (при поддержке гранта Citi Foundation), 2008-2010.
  • Руководитель программы «Управление проектами для малого и растущего бизнеса (при поддержке гранта Citi Foundation), 2010- 2011.
  • Консалтинговые и образовательные проекты для компаний: Сбербанк, Климов, Ленэнерго, РЖД, ПАО ВТБ, ПАО Роснефть, Октябрьская железная дорога, Крыловский государственный научный центр и др.

Рассматривая эволюцию систем управления принято выделять 4 основных системы разработки и внедрения стратегий, бюджетное планирование, вошедшее в практику в начале 20 в.

Этот период характеризуется политикой предложения стандартного товара по наименьшей цене, что требовало умения производить продукцию с минимальными затратами. В условиях повторения прошлых событий и их предсказуемости от руководства компании требовалось не планирование будущего, а эффективное управление.

Рост темпа изменений привел к тому, что с 50 годов в качестве системы управления стало использоваться долгосрочное планирование.

Данная система основывалась на предположении о постепенном развитии среды. Это позволяет экстраполировать тенденции на будущее. В процесс планирования включены составление прогнозов, основанных на прошлых данных о продажах и издержках, и разработка планов увеличения масштабов деятельности и развития ресурсов.

В большинстве популярных стратегических моделей в этот период особое значение придавалось увеличению доли компании на рынке. В 70-е методы долгосрочного планирования, основанные на экстраполяции тенденций прошлого, перестали работать в условиях динамично развивающихся условиях внешней среды и конкуренции. Перемены в характере спроса, процессы бурного роста и дифференциации потребителей, расширение номенклатуры выпускаемых изделий, снижение уровня серийности, изменение роли качественных характеристик, усиление случайного характера колебаний, появление новых более эффективных технологий, рост темпа изменений этих технологий.

В этой ситуации необходимо было ориентировать предприятие на изучение потребительских запросов, поведение конкурентов и подготовка их к маневру во внешней среде.

Появление стратегического планирования, которое концентрировало внимание на рыночной ситуации и использовало методы сознательного планирования изменений на основе строгой процедуры их предвидения, регулирования и приспособления к целям организации.

В 90-е годы происходит смена взглядов на возможность использования циклической системы построения стратегий.

Рассматривая минусы существующих систем стратегического планирования, Минсберг выделил:

    неизменность внешней среды в течении периода разработки плана

    стратегии базировались на основе аналитических данных

    данный подход основан на жесткой формализации процесса выработки стратегии

К началу 90-х стало очевидно, что жесткое разделение процессов формулирования и реализации стратегий губительно сказывается на организациях.

Глобализация экономики, бурное развитие технологий, качественное улучшение коммуникаций и информационных систем привело к необходимости упреждать возможные премены и влиять на события во внешней и внутренних сферах предприятия. В этой ситуации формулирование и осуществление стратегии представляет собой взаимодействующий процесс.

Стратегическое управление как система обладает рядом характеристик:

    стратегические решения достаточно значимы и влияют на благополучие организации

    стратегическое управление имеет дело с проблемами развития

    при принятии стратегических решений предприятие рассматривается как открытая система, ориентированная на внешнюю среду.

    принятие стратегических решений предполагает разнообразные мыслительные процессы

    важнейшую роль играет взаимодействие организации и стратегии

    создание стратегии это непрерывный процесс, организация должна быть готова к пересмотру стратегии

    современная система стратегического управления должна дать возможность использования знаний отдельных работников в интересах компании

    формирование многих современных стратегий происходит в условиях глобализации рынка товаров, капитала, человеческих ресурсов и информации

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Новое на сайте

>

Самое популярное