Домой Финансы Скачать презентацию на тему роспись по металлу. учитель ИЗО и технологии

Скачать презентацию на тему роспись по металлу. учитель ИЗО и технологии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Евсеевская средняя общеобразовательная школа

Урок изобразительного искусства

5 класс

Костюрина Вера Алексеевна

учитель ИЗО и технологии

МБОУ ЕСОШ



Мы рады гостям, Как добрым вестям! Всех привечаем, Душевно встречаем, НА ЯРМАРКУ ПРИГЛАШАЕМ!


Я Р М А Р К А


Жостово.

Роспись по металлу.


Какие формы бывают у подносов?

Формы подносов могут быть самыми различными: круглыми,





Варианты композиций

букет

венок

полувенок

Роспись выполняется цветами, порой даже несуществующими.

букет в раскидку

роспись с углов




Этапы росписи подноса

Замалёвок – разбавленной краской наносим силуэты цветов и листьев.

Тенёжка – у цветов появляется объём.

Бликовка – наложение бликов выявляет свет и объём, букет кажется освещённым.

Чертёжка – при помощи тонкой кисти художник рисует кружевные края на листочках.

Привязка – при помощи стебельков и травинок букет оформляется в единое целое.



"Кемеровский областной

художественный колледж"

Сегодня в колледже можно получить образование по трем специальностям на базе основного общего и полного среднего образования – «Живопись», «Дизайн», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».

«Губернаторский техникум

народных промыслов"


Желаю творческих успехов !


Источники:

Шаблоны : Н.А. Горяева, О.В. Островского, «Изобразительное искусство 5 класс», Электронное приложение к учебнику, - М. 2015

Учебник для общеобразовательных учреждений:

Горяева Н. А., Островская О. В. / Под ред. Неменского Б. М.,

«Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс».

Интернет-ресурсы:

http://www. zhostovo.ru

Музыка:

  • «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского
  • мелодия – балалайка (минус).

Презентация является наглядным материалом для уроков ИЗО начальной и средней школы Содержит информацию о истории возникновения промысла росписи подносов.О начальном производстве подносов на Урала,на заводах Демидова (можно так же рассказать о этом знаменитом фабриканте и меценате)

Представленны слайды росписи уральских подносов,отличающихся от Жостовских сюжетами росписи.

В презентации использованны слайды с подробным,поэтапным изготовлением (технологией)подноса из металла и подготовка его под роспись.

И сама роспись подносов.С особенностями жостовской росписи,слайды с материалом о влиянии на промысел других художественных центров.

Так же презентация содержит фотографии старых и современных подносов.Использование жостовской росписи в декоре самых разных вещей и даже прстранств.

Презентация состоит из 2х частей и может быть использованна на нескольких уроках.

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ИСТОРИЯ. ТЕХНИКА РОСПИСИ. Особенности росписи. 1часть ЖОСТОВО

История промысла росписи подносов. Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIIIв. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх- Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии - Жостове, Троицком, Новосельцеве и др. Скоро московский промысел стал ведущим. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле.

Уральские подносы. Нижний Тагил.

История развития промысла. . Дальнейшее развитие жостовской росписи стилистичести взаимосвязано с росписью по фарфору и финифти подмосковных заводов и фабрик, цветочными мотивами набивных ситцев ивановских фабрик и лукутинской миниатюры. изготовлявшейся в расположенном неподалеку Федоскине

Технология изготовления подноса.

Ковка подноса и обработка края подноса. Форма кованого подноса создается ручной ковкой по старинной кустарной традиции, при этом ее конфигурация и размер зависят от творческого варьирования коваля.

Подготовка под роспись. Отжиг, обезжиривание, грунтование, нанесение черной эмали в два-три слоя с промежуточной сушкой каждого слоя, зачистка каждого слоя эмали вручную при помощи шкурки. Разбеленными красками намечается общий силуэт композиции.

Материалы: Википпедия Жостовская роспись. Яндекс картинки. Фотографии. Попова О. С., Каплан Н. И. Русские художественные промыслы. - Москва: Знание, 1984. art.ioso.ru›wiki / index.php / Жостовская_роспись ru.wikipedia.org›Жостовская роспись zhostovo.ru podnosy-nizhnego-tagila … ru.wikipedia.org›Федоскинская миниатюра

Презентация учителя ИЗО ГБОУ СОШ №1291 г.Москвы Бабенко Н,В.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ИСТОРИЯ. ТЕХНИКА РОСПИСИ. Особенности росписи. 2 часть ЖОСТОВО

Художественная роспись. Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет – прост и лаконичен по композиции, в которой чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы; объемно-живописная передача реальной формы цветка сочетается с декоративной красочностью цветового решения, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, прялках, туесах. Борта подносов расписывают легким “золотым” орнаментом (т.н. уборка). Завершенная роспись покрывается тремя слоями светлого лака и полируется до зеркального блеска. В основе жостовской росписи лежит сочный, свободный мазок кисти. Жостовский мастер не работает по образцам. Он пишет по воображению, по хорошо усвоенным правилам, отточенным в долгой практике многих поколений местных художников. Классический стиль жостовского искусства предполагает несколько цветочных композиций: « Букет собраный », «Букет в раскидку», «Венок», «Ветка с угла», в которых в гармоничном единстве выступают крупные и мелкие цветы, листья, бутоны, стебли. Объемы цветов и листьев как бы вырастают из глубины фона. Это делают путем постепенного перехода от темных тонов к более светлым. В жостовской росписи цветы как будто оживают. И спользуется многослойное письмо.

Роспись подноса.

Выправка состоит из серии следующих одна за другой операций: тенежка, прокладка, Жостовские мастера пишут масляными художественными красками, разбавленными льняным маслом и скипидаром. Используются беличьи кисточки. Жостовская роспись выполняется в два этапа. Первый этап письма называется замалевкой, второй – выправкой.

бликовка, чертежка, посадка семенцов и привязка.

Декор предметов в технике жостовской росписи.

Материалы: Википпедия Жостовская роспись. Яндекс картинки. Фотографии. Попова О. С., Каплан Н. И. Русские художественные промыслы. - Москва: Знание, 1984. art.ioso.ru›wiki / index.php / Жостовская_роспись ru.wikipedia.org›Жостовская роспись zhostovo.ru podnosy-nizhnego-tagila … ru.wikipedia.org›Федоскинская миниатюра Презентация учителя ИЗО ГБОУ СОШ №1291 г.Москвы Бабенко Н,В.


Уже почти 200 лет радует людей прикладное искусство мастеров подмосковного села Жостово, сверкающей лаком черной, синей, красной или палевой поверхности подноса хороши и подмосковные пейзажи, и цветочные композиции: Уже почти 200 лет радует людей прикладное искусство мастеров подмосковного села Жостово, сверкающей лаком черной, синей, красной или палевой поверхности подноса хороши и подмосковные пейзажи, и цветочные композиции:






Свободная манера письма дает мастеру возможность фантазировать, импровизировать. Это основной принцип жостовской живописи. Но и тут связь с традицией сохраняется. Свободная манера письма дает мастеру возможность фантазировать, импровизировать. Это основной принцип жостовской живописи. Но и тут связь с традицией сохраняется.


Присмотрись к росписи подносов. Букеты на них плотные, почти нигде не видны стебли: одни головки цветов да листья. А цветы какие! Здесь красиво сочетаются крупные, средние и мелкие формы. Присмотрись к росписи подносов. Букеты на них плотные, почти нигде не видны стебли: одни головки цветов да листья. А цветы какие! Здесь красиво сочетаются крупные, средние и мелкие формы.




Видишь, какие разные могут быть формы подносов: прямоугольные и овальные, круглые и фигурные, большие и совсем маленькие. Разнообразие форм дает мастеру возможность решать композицию по- своему, но форма подносов во многом определяет эту композицию. Видишь, какие разные могут быть формы подносов: прямоугольные и овальные, круглые и фигурные, большие и совсем маленькие. Разнообразие форм дает мастеру возможность решать композицию по- своему, но форма подносов во многом определяет эту композицию.


Прозрачной масляной краской мастер намечает основные пятна композиции где будут большие цветы, где поменьше, где расположатся крупные листья. Это замалевок. Дальше мастер выполняет тенёжку, т. е. затемняет с одной стороны пятна цвета. Прозрачной масляной краской мастер намечает основные пятна композиции где будут большие цветы, где поменьше, где расположатся крупные листья. Это замалевок. Дальше мастер выполняет тенёжку, т. е. затемняет с одной стороны пятна цвета.


Вот кистью положен мазок, еще мазок от края лепестка к центру. Самые освещенные места выделены бликовкой. Слой за слоем на цветах и листьях создается объем. Вот кистью положен мазок, еще мазок от края лепестка к центру. Самые освещенные места выделены бликовкой. Слой за слоем на цветах и листьях создается объем.


И это еще не все. Надо усилить темные места. Много разных оттенков цвета может получиться: серо- голубые, голубовато- лиловые, красновато- оранжевые, зеленовато- коричневые. И это еще не все. Надо усилить темные места. Много разных оттенков цвета может получиться: серо- голубые, голубовато- лиловые, красновато- оранжевые, зеленовато- коричневые.


Тонкие линии-черточки лягут по контуру лепестков и листьев, придавая им большую выразительность. Мелкие изящные травки и завитушки свяжут всю композицию в одно целое. Дальше поднос надо высушить и покрыть лаком. Тонкие линии-черточки лягут по контуру лепестков и листьев, придавая им большую выразительность. Мелкие изящные травки и завитушки свяжут всю композицию в одно целое. Дальше поднос надо высушить и покрыть лаком.


Но и на этом дело не кончилось! Надо украсить борта подноса тонкой золотой полоской, лапками и кружевами или мелкими цветочками, золотым орнаментом. Это уборка, говорят мастера. Но и на этом дело не кончилось! Надо украсить борта подноса тонкой золотой полоской, лапками и кружевами или мелкими цветочками, золотым орнаментом. Это уборка, говорят мастера.


Поднос готов. Его хорошо просушивают и еще несколько раз покрывают бесцветным лаком. А чтобы блестящим был, полируют как зеркало. Правда, красиво? Поднос готов. Его хорошо просушивают и еще несколько раз покрывают бесцветным лаком. А чтобы блестящим был, полируют как зеркало. Правда, красиво?


ЗАДАНИЕ Придумай и распиши свой поднос. Для этого возьми большой лист бумаги или картона. Выбери одну из форм подносов (можешь вырезать ее) и не забудь про бортик. Придумай и распиши свой поднос. Для этого возьми большой лист бумаги или картона. Выбери одну из форм подносов (можешь вырезать ее) и не забудь про бортик.


ЗАДАНИЕ Подумай, какой фон тебе понадобится: черный, синий, темно-красный, зеленый или белый. Только не спеши! По бумаге и картону сначала пиши букет, а потом фон. Подумай, какой фон тебе понадобится: черный, синий, темно-красный, зеленый или белый. Только не спеши! По бумаге и картону сначала пиши букет, а потом фон.


ЗАДАНИЕ Ты будешь работать гуашью, темперой или акварелью с белилами. Без белил у тебя не получится много оттенков цвета, разбелок. Ты будешь работать гуашью, темперой или акварелью с белилами. Без белил у тебя не получится много оттенков цвета, разбелок.


ЗАДАНИЕ Наметь композицию из крупных, средних и мелких форм. Можешь работать сразу кистью. Вспомни, как работали мастера по подмалевку. Не бойся испортить, потому что гуашью можно по просохшему слою сверху положить другой оттенок. Наметь композицию из крупных, средних и мелких форм. Можешь работать сразу кистью. Вспомни, как работали мастера по подмалевку. Не бойся испортить, потому что гуашью можно по просохшему слою сверху положить другой оттенок.


ЗАДАНИЕ Пиши свободно сначала крупные формы. Потом помельче и листья. Теперь сделай фон. Объедини всю композицию в одно целое завитушками, тонкими травками. Пиши свободно сначала крупные формы. Потом помельче и листья. Теперь сделай фон. Объедини всю композицию в одно целое завитушками, тонкими травками.

Жостовская роспись

Секция: изобразительное искусство

Жанр работы : исследовательская работа

Красноярский край, Енисейский район, поселок Высокогорский.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №7», п. Высокогорский.

9 класс

Руководитель: Кулинич Анна Владимировна, п.Высокогорский, учитель изо и технологии, 89509789842

e-mail:

Тел .: 8 (39-195) 2 – 45- 36

Оглавление

1.

Введение……………………………………………………...…….

Основная содержание. ……………

Практическая часть. Выполнение росписи жостовского подноса……………

Заключение…………………………………………………………...

Список литературы, интернет - ресурсов………………………..

Введение

Россия всегда славилась искусными мастерами, которые простые

вещицы превращали в произведения искусства. Будь то свистулька или в

XIX веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток –

чай.

Поднос при чаепитии - вещь незаменимая. Должен он быть красивым и

удобным. Недалеко от Москвы в очень живописном месте находится село

Жостово. Это село прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом.

А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать

цветы на железных подносах.

Мне стало интересно, как расписывают жостовские подносы, как зародилась эта удивительная роспись, и я поставила Цель : изучение истории возникновения жостовской росписи, техника выполнения, и ее актуальность в наше время. Перед собою я поставила следующие задачи:

Собрать сведения об истории возникновения жостовских подносов;

Познакомиться с этапами жостовской росписи;

Попробовать технику выполнения росписи на подносе;

Узнать, где применяется в наше время эта роспись;

Объектом моего исследования являются жостовские подносы.

Методикой исследования - обработка источников информации

Основная часть

История Жостовского промысла

Жостово – это старинная деревня – на севере Москвы, в Мытищинском районе, на живописном берегу Клязьминского водохранилища. 28 км до столицы. Указатели на Жостово при подъезде к нему хороши до необычайности: выполнены в виде больших расписных подносов

Сначала подносы делали изПапье-маше (от французского papier mâché – «жеваная бумага») Потом решили, что технологию лаковой обработки подносов из папье-маше можно перенести на железо: тот же грунт, тот же лак, те же масляные краски.

В прейскуранте Вишняковых значилось: «Заведение братьев

Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из

папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч.…существует с

1825 г.».

Надо отметить, что Жостово славилось кузнецами, поэтому идея

жостовского подноса попала на благодатную почву.

После отмены крепостного права предприимчивые деревенские соседи по примеру Вишнякова тоже стали открывать у себя в домах «лакирные» подносные мастерские. Все мастерские были семейными, т.е. опыт передавался, «от отца к сыну». Детей активно привлекали к ремеслу.

Жостовские подносы изготавливались различных размеров и форм.

Трактирные подносы достигали размеров стола, маленькие «закусочные» - не

больше тарелки; шести и восьмиугольные, овальные, прямоугольные,

круглые и даже треугольные для угловых столиков.

Название деревни – Жостово - укрепилось за всем промыслом, хотя

лакированием на металле и папье-маше занимались многочисленные мастера

не только в этом селении, но и во всех близлежащих деревнях: в Осташково,

Новосельцево, Сорокино, Хлебниково, Чиверево, Троицком. «К середине 19

века (1830-40гг.) работали уже около 12 мастерских, которые и заложили

традицию и создали школу росписи металлических подносов» . Промысел

старинный, но не совсем древний – ему всего180 лет.

Классический жостовский поднос – это крупные и сочные садовые и

полевые цветы в окружении свежей листвы, как будто бы брошенные на

подготовленный фон. Всем известные колокольчики, ромашки и васильки, но

созданные густым широким мазком, играют по-новому. Цветочный букет

жостовского подноса очень прост по своей композиции. Объёмная форма

букета сочетается с продуманностью цветового решения.

Никто лучше жостовских мастеров не может рисовать цветы на

металлических подносах - эти букеты буквально «цветут» на подносе.

Самый любимый жостовский цветок это роза! У жостовцев они всегда яркие, крупные, сочные, пышные. Цветочки помельче: колокольчики, ландыши, фиалки, незабудки, ромашки, васильки, анютины глазки - вырисовываются по бокам. Бывает, что в букет добавляется фруктово-ягодная нотка: художник может нарисовать фрукты (яблоки, груши) и ягоды (грозди винограда, сливу, землянику, шиповник). Причём сочность фруктов и вкусная привлекательность ягод передаётся художником необыкновенно реалистично.

Бортики подносов часто украшены лёгким золотым рисунком.

Жостовским букетам присуща яркость красок. Наряду с традиционным

черным фоном создаются красные, синие, зеленые, край подноса украшают

легким, ажурным растительным орнаментом.

Сюжет живописи на кованом подносе – исключительный, выполняется

художником в единственном экземпляре. В редких случаях художник может

сделать список с уникального подноса, но точной копии все равно не

получится.

Каждому кованому подносу, изготовленному на фабрике, присваивается специальный номер. Качество кованого подноса подтверждено сертификатом. Кованые подносы упаковываются в подарочные пакеты.

Изготавливаются подносы из обычного листового железа. Выкованные изделия грунтуют, шпаклюют, шлифуют и лакируют, что делает их поверхность безукоризненно ровной, затем расписывают масляными красками и покрывают сверху несколькими слоями прозрачного бесцветного лака.

Этапы изготовления жостовского подноса

замалёвок ;

тенежка ;

прокладка ;

бликовка ;

чертёжка ;

привязка ;

орнамент .

Замалевок

Разбеленными красками намечается общий силуэт композиции, расположение основных цветовых пятен. В замалевке мастер широкой кистью набрасывает силуэт букета на рабочей поверхности подноса. Жостовская роспись ведется без предварительного рисунка плотными, несколько разбеленными красками. Создавая букет, художник вращает поднос на колене, как бы подставляя под кисть нужный участок его поверхности. Замалевок сушится в течение 3-4 дней на вольном воздухе или в течение нескольких часов в сушильном шкафу, после чего покрывается светлым лаком и прочищается под вторую стадию письма.

Тенежка

На просохший замалевок лессировочными красками накладываются тени. Этот прием погружает букет в глубину тона (берлинская лазурь или ультрамарин), зеленая (зелень изумрудная) и красная (краплак). Тенежка призвана усилить звучание цвета и подчеркнуть в цветочных формах теневые места.

Прокладка

Плотное корпусное письмо. Формы букета уточняются, высветляются с использованием плотных красок. Яркими, плотными красками художник выявляет (прокладывает) объемы цветов и листьев.

Бликовка

Наложение бликов выявляет объем и свет, завершает лепку форм. Дополняет прокладку белильными разделками цветов, бутонов и листьев.

Чертежка

Этот прием быстро и легко очерчивает лепестки и листья, семена в чашечках цветов. Завершает разделку основных форм букета тонкими, музыкальными линиями, рисующими очертания лепестков и прожилок листьев. В чашечках цветов мастер изображает тычинки и пестики, что и называется посадкой семенцов.

Привязка

Завершающее письмо. Узор травка, написанный зеленой или коричневой краской в просветах между цветами и листьями. Жостовским букетам присуща яркость красок: синих, красных, зеленых, желтых, белых, оранжевых, звучность которых особенно подчеркивается черным лаковым фоном.

Орнамент

Роспись золотой краской по борту подноса. Борта подносов украшаются легким, ажурным орнаментом. Орнамент исполняется беличьей кистью светлым лаком.

Практическая часть

Для жостовской росписи я использовала недорогие материалы: Это поднос прямоугольной формы, гуашь, кисти, палитру.

Приступив к работе, первым делом загрунтовала поднос черной гуашью.

Расписать цветочный орнамент не так легко без подготовки, поэтому для начала я делала эскизы на простой бумаги. Наметив контур цветов я начала поэтапно выполнять замалевок и тенежку цветочного орнамента на подносе.

Следующий этап это бликовка (наложение бликов выявляет объем и свет, завершает лепку форм. Дополняет прокладку белильными разделками цветов, бутонов и листьев.)

и чертежка ( Этот прием быстро и легко очерчивает лепестки и листья, семена в чашечках цветов) цветочного орнамента

Заключительный этап моей жостовской росписи - это привязка и орнамент, соединение рисунка в единое целое.

Заключение

Жостовскую роспись можно отнести к эстетическим ценностям нашего народа, т.к. она относится к нестареющему и всегда привлекающему внимание народному искусству.

Моё изделие,на мой взгляд, я считаю, получилось. Мне нравится рисовать и сама жостовская техника росписи мне тоже очень понравилась.
Я думаю, что в наше время мы должны интересоваться народным искусством нашей страны. Думаю, что я достигла своей поставленной цели.

Список используемой литературы

1. Журнал «Живописная Россия» №4, 2005

2. Б. И. Коромыслов, Букет цветов, М., 1962; его же, Жостовская роспись, М.,

1977.

5. Букет из пятилистников

Жостово. Роспись по металлу. Тема 12

Выполнил работу

Щебуняев Владислав Викторович

Учитель рисования МБОУ «Шолоховская гимназия» станица Вешенская

Уже почти 200 лет радует людей искусство мастеров подмосковного села Жостова. Уже почти 200 лет радует людей искусство мастеров подмосковного села Жостова. На подносах, сделанных из жести, можно увидеть и подмосковные пейзажи, и цветочные композиции, пышные букеты, осенние мотивы из ягод и листьев. На подносах, сделанных из жести, можно увидеть и подмосковные пейзажи, и цветочные композиции, пышные букеты, осенние мотивы из ягод и листьев.

Букеты на подносах плотные, почти нигде не видны стебли: только цветы и листья. Самые крупные цветы в середине, ближе к краям - помельче, а промежутки заполнены листьями.

Формы подносов самые разнообразные: прямоугольные и овальные, круглые и фигурные, большие и совсем маленькие. Форма подносов во многом определяет композицию росписи.

  • Формы подносов самые разнообразные: прямоугольные и овальные, круглые и фигурные, большие и совсем маленькие. Форма подносов во многом определяет композицию росписи.
Прозрачной масляной краской мастер намечает основные пятна композиции. Это замалевок.
  • Прозрачной масляной краской мастер намечает основные пятна композиции. Это замалевок.
  • Дальше мастер выполняет тенежку, т.е. затемняет с одной стороны пятна цвета.
Самые освещенные места выделены бликовкой.
  • Самые освещенные места выделены бликовкой.
  • Так слой за слоем на цветах и листьях создается объем.
Для усиления темных мест используют большое разнообразие оттенков.
  • Для усиления темных мест используют большое разнообразие оттенков.
Тонкие линии-черточки по контуру лепестков и листьев придают большую выразительность. Мелкие завитушки и травки связывают композицию в единое целое.
  • Тонкие линии-черточки по контуру лепестков и листьев придают большую выразительность. Мелкие завитушки и травки связывают композицию в единое целое.
Затем поднос покрывают лаком, украшают борта тонкой золотой полоской, мелкими цветочками и золотым орнаментом.
  • Затем поднос покрывают лаком, украшают борта тонкой золотой полоской, мелкими цветочками и золотым орнаментом.
  • Мастера называют это уборкой.
Готовый поднос просушивают и несколько раз покрывают бесцветным лаком. Затем, чтобы блестел, полируют, как зеркало.
  • Готовый поднос просушивают и несколько раз покрывают бесцветным лаком. Затем, чтобы блестел, полируют, как зеркало.
ЗАДАНИЕ: ЗАДАНИЕ:
  • Нарисуй и распиши свой поднос.
  • ВОПРОСЫ: 1. Сравни жостовскую роспись с росписями других промыслов. Какому из промыслов эта роспись ближе всего? 2. Где еще можно увидеть использование цветочных композиций?
Презентация выполнена по учебнику Н.А. Горяевой и О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» г. Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2012 г.
  • Презентация выполнена по учебнику Н.А. Горяевой и О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» под редакцией Б.М. Неменского г. Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2012 г.

Новое на сайте

>

Самое популярное