Домой Налоги и сборы Средневековые цеха, мастера и подмастерья в европе. Средневековые цеха, мастера и подмастерья в европе Функции цеховой организации ремесла

Средневековые цеха, мастера и подмастерья в европе. Средневековые цеха, мастера и подмастерья в европе Функции цеховой организации ремесла

«Самым важным завоеванием городов было признание свободного состояния за всеми гражданами.

Во Франции вольные города получили название «буржуазных» от слова «бург» - укреплённый город (право возводить укрепления было здесь непременным признаком свободы). Никто не мог предвидеть, конечно, какое значение приобретёт это слово в дальнейшем. Другим непременным признаком вольного города был свободный рынок. «Если крепостной, - говорилось в городских грамотах, - проживёт год и один день в стенах города и если за это время господин не предъявит на него права, то он получает навсегда полную свободу».

Распространённая поговорка гласила: «Воздух города делает человека свободным». В целях защиты от разбойничьего дворянства, а также для более равномерного несения городских тягот население городов объединялось в союзы. Ремесленники создавали цехи, купцы - гильдии.

Во Франции объединения ремесленников назывались «мастерствами», в Англии - «гильдиями». Средневековый цех - это союз ремесленников одной и той же профессии, союз мастеров. Каждый член цеха работал у себя на дому. Вмешательство цеха в производственную деятельность было активным и постоянным, но ограничивалось установлением правил и условий производства и продажи товаров, а также контролем за исполнением этих правил.

Слово «цех» порождает нередко совершенно неверные ассоциации с цехом нынешним. Между ними - ничего общего, кроме названия.

Свой «цех» имели и проститутки (в Париже, Франкфурте-на-Майне и других городах).

Внутри цеха не было разделения труда, оно существовало между цехами. Каждый мастер изготовлял товар от начала до конца. Он обязан был уметь сделать сам и весь необходимый ему инструмент.

Каждый цех следил за тем, чтобы никто другой не вторгался в его область. Столяр не мог делать замок для шкафа, это было делом слесаря.

Стремясь избежать губительной конкуренции, ибо число заказов было ограничено сравнительно небольшим спросом (деревня почти ничего не покупала на рынке), цехи наблюдали за тем, чтобы ни один мастер не работал дольше обычного времени, не имел большего числа подмастерьев и учеников, чем другие, не покупал большего количества сырья, чем было разрешено уставом цеха, и чтобы качество товара и цена его соответствовали раз установленному стандарту. И, конечно, совершенно недопустимым признавалось употребление каких-либо лучших орудий труда, рационализация вообще.

Городские власти с особым усердием следили за цехами: за тем, как производился и особенно как продавался товар.

В Англии каждый, кто отказывался продавать товар по установленной для данной местности цене, подвергался наказанию. К позорному столбу выставляли даже за одну попытку запросить больше положенного.

Известен случай, когда одного булочника целый день возили по Лондону в клетке за попытку уменьшить установленный вес булки.

Возникновение цеховых организаций восходит к XI веку (цех свечников в Париже был создан в 1061 г.) Первое время они были организованы на демократических началах. Члены цеха помогали своим бедным собратьям, давали приданое их дочерям заботились о достойных похоронах и т.д. Не существовало и какой-либо дифференциации внутри цеха.

Но всё это длилось недолго. Уже в XIII столетии были введены многие важные ограничения для желающих стать мастерами, если они не были сыновьями мастеров.

От подмастерья, желавшего стать мастером, стали требовать представления шедевра - вещи, изготовленной из самого дорогого материала и по всем правилам искусства. Помимо того, требовалась уплата значительных сумм в пользу экзаменаторов, организация дорогостоящего угощения для членов цеха и пр. В XII и XIII веках о подмастерьях говорят мало. Различие между ними и мастером ещё невелико. Весьма часто держать подмастерье было невыгодно. Мастер и сам работал дома у заказчика и из его материала.

Положение меняется в XIV и особенно в XV веках. На повестку дня впервые в истории встает «рабочий вопрос».

Отношения между мастером и подмастерьем рассматривались как отношения между «отцом» и «чадом». Торговаться об условиях работы подмастерье не мог. Ни продолжительность рабочего дня, ни оплата труда не были предметом обсуждения. Все эти вопросы решались старшинами цеха.

Мастера уже тогда научились сговариваться против своих рабочих. Устав цеха золотых дел мастеров в Ульме предписывал: «Если слуга придет к мастеру и запросит плату выше обычной, его не должен брать в мастерскую ни один хозяин». Рабочий день подмастерья продолжался 11-14 часов. Парижские сукновалы, например, работали с 5 часов утра до 7 часов вечера. В других цехах работа начиналась ещё раньше. Городские власти не однажды должны были запрещать начало работы раньше 4 часов ночи (из-за пожаров и плохого качества изделий).

Любопытен следующий факт. Парижские перчаточники пожаловались Людовику XI, что зимой, когда на их изделия больше всего спросу, они не могут работать по ночам. «Благодаря этому, - писали они, - наши ученики и подмастерья предаются праздности… не имея занятия, они проводят время в играх и распутстве и совсем отвыкают хорошо работать». Король разрешил начинать работу в 5 часов утра и заканчивать её в 10 часов вечера.

Ещё худшим было положение учеников. Обычно срок ученичества составлял семь и даже десять лет. Так как ученик не получал плату, эксплуатация его была особенно выгодной, и потому срок ученичества стремились не сокращать, а удлинять.

В борьбе за улучшение своей участи подмастерья прибегали к забастовкам. Мастера отвечали на них репрессиями.

Устав о подмастерьях г. Страсбурга 1465 года предписывал:

2) запрещаются все виды стачек и забастовок, а также все виды препятствования штрейкбрехерам;

3) все разногласия с мастером должны разрешаться судом мастеров, и подмастерье должен поклясться, что он подчинится этому решению;

4) при всяком нарушении этих правил никто не может давать подмастерью работу. Устав запрещал подмастерьям под страхом наказания (4 недели тюрьмы) оставаться на улицах позже девяти часов вечера или находиться в харчевнях (бывших своеобразными клубами того времени): боялись сговора!

Каждый цех, как и купеческая гильдия, имел свой устав, своих старшин (должность эта была пожизненной и даже передавалась по наследству), свой суд. Цех был одновременно и военной единицей, и каждый член его должен был иметь оружие для защиты города.

Заметим, кстати, что именно в городах раньше всего стала складываться регулярная армия, состоявшая из наёмников. Ими становились крестьянские сыновья, оказавшиеся «лишними» при разделе имущества, люмпен-пролетариат и др. Эта армия служила за деньги, а значит, тому, кто платил. В Германии их называли «ландскнехтами». В Италии, служа предводителям-кондотьерам, наёмные солдаты были опорой диктатур.

Отношения между цехами были чаще всего враждебными. Боролись за льготы, за место в городском управлении. Бедные и слабые цехи ненавидели богатые и сильные. Особенно острой была борьба между цехами, с одной стороны, и купеческими гильдиями - с другой.

Цеховой строй был закономерным порождением феодализма, и потому мы находим его не только в Европе, но и в Японии, Китае и многих других странах мира».

Черниловский З.М., Всеобщая история государства и права, М., «Юристъ», 1995 г., с. 151-153.

Как известно, гуситское движение в Чехии XV в. привело к значительному сокращению численности немецкого населения, проникшего сюда в результате колонизации XII-XIV вв. До гусизма патрициат чешских городов в значительной мере состоял из немцев. Среди ремесленников, цеховых мастеров, торговцев и иных представителей бюргерства немцы также составляли высокий процент. И хотя сельская колонизация часто приводила к чехизации пришельцев, все же в пограничных с германскими землями областях образовался целый пояс немецких поселений.

Вообще, гуситское движение в период своего зарождения не было антинемецким. Обусловленное экономическими и политическими причинами, оно принимало прежде всего форму борьбы за реформу церкви. И лишь в ходе этой борьбы выяснилось, что ни магистры Пражского университета немецкого происхождения, ни немецкое бюргерство, ни духовенство не разделяют идеи реформы, предусматривавшей секуляризацию церковных имуществ, богослужение на чешском языке, и политическое верховенство чехов в стране. Возникшие на конфессиональной основе противоречия между чехами и немцами постепенно вылились в национальную вражду, ибо именно немцы стали для сторонников реформации врагами "Божьего закона". Отношения особенно обострились в период гуситских войн, когда в крестовых походах против Чехии участвовали немецкие рыцари из всех германских земель во главе с императором. Гуситы, как и немцы, воевали жестоко, но они не истребляли немецкое население поголовно. Немцев изгоняли главным образом из крупных чешских городов и других центров гусизма, либо они сами бежали оттуда. Но в тех местах, куда войска Жижки не доходили и где вообще не велось военных действий (в лесистых и горных областях Северной и Восточной Чехии), немецкое население сохранилось.

В начале XVI в. вновь начался прилив немецкоязычного населения в Чехию. Этому способствовал ряд факторов: немецкая реформация, открытие на территории Чехии новых залежей серебра, подъем чешского феодального хозяйства, приобретавшего товарный характер и расширявшего сферу предпринимательства. Весьма способствовал притоку в Чехию немецкого населения и тот факт, что в 1526 г. чешским королем стал Фердинанд I Габсбург, покровительствовавший усилению в Чехии имущественного и политического влияния представителей немецкого феодального класса.

В Чехии существовало две категории городов: королевские и панские, т.е. подчинявшиеся феодалу - владельцу земли, на которой располагался город. В результате гуситского движения города достигли больших политических и материальных успехов, но в 1547 г., вступив в конфликт с Фердинандом I, потерпели поражение и были лишены не только политической силы, но и экономических привилегий. Началось возвышение панских городов. Их политический статус существенно отличался от положения городов королевских. Население панских городов не было свободным, горожане являлись подданными пана со всеми вытекающими из подобного состояния последствиями. Хозяйственная организация королевских и панских городов имела много общего, в частности одинаковое устройство ремесленных цехов, еще очень прочное в Чехии XVI в. Королевские города в ходе бурных событий XV-XVI вв., особенно после 1547 г., когда у них были отобраны привилегии, статуты цехов и прочие важные документы, утратили многое из того, что могло бы послужить историку источником для восстановления картины производственной, политической и общественной жизни горожан, в частности и ремесленников. Поэтому, на мой взгляд, большой интерес представляет материал, проливающий свет на организацию ремесленных цехов в панских городах. Именно такие сведения оказались недавно в моем распоряжении.

В 1853 г. чешский немец, публицист и писатель Теофил Пислинг совершил путешествие по Северной Чехии с целью изучения экономики этого региона. В 1856 г. в Праге вышла его книга "Письма о политической экономии Северо-Восточной Богемии" (Nationaloеkonomische Briefe aus dem nordoestlichen Boеhmen), в которой он, кроме прочего, подробно изложил историю полотняного производства в Чехии. Так, Пислинг сообщает, что уже в конце XVI в. в округе Румбург и Шлуккенау процветало производство полотна, так как в северных горных районах Чехии почвы благоприятствовали выращиванию льна и в то же время не годились для прочих культур. В регистрах XV в. Пислинг нашел упоминания о ткачах льняного полотна, а в одной рукописной хронике XVI в. из Румбурга обнаружил текст разрешения льноткачам образовать свою гильдию. Этот документ был выдан (на основании разрешения высших властей) Кристофом из Шлейнитца, владельцем города Румбурга, 10 октября 1588 г. и представлял собой подтверждение аналогичных разрешений от 1515, 1560 и 1568 гг., данных его предшественниками, чьим наследником он был. Справедливо оценив названный документ как один из важнейших по истории средневековой организации в наиболее развитом промышленном регионе Чехии, Пислинг его опубликовал в обширной сноске. Но, вероятно, из-за того, что труд Пислинга был посвящен совсем другой теме, а именно экономическому состоянию Чехии середины XIX в., публикация в нем документа средневековой эпохи не получила известности среди чешских специалистов по истории ремесла (Л. Яначек) и чешского средневекового города (И. Гофман). Во всяком случае, никаких упоминаний об этом источнике найти в литературе нам не удалось. Мне же этот текст стал известен благодаря тому, что одна из моих учениц (О. Зайцева) занималась проблемами истории Чехии XIX в., а другая (О. Хорева) указала в связи с этим на книгу Т. Пислинга, не подозревая, впрочем, о публикации в ней источника. Он был обнаружен только при детальном знакомстве с трудом Пислинга.

Как указывалось, Румбург с окрестностями был панским владением. Поэтому в уставе цеха льноткачей, утвержденном Георгом фон Штрёлитцем на Таленштейне и Румбурге, "советником Его Римского и Императорского и Королевского величества, вице-канцлером земель Богемской короны и обоих прав доктором", говорится, что он подтверждает права "на весь подданный усердный люд" теперешнему наследственному господину этих владений Кристофу фон Шлейнитцу на Таленштейне и Румбурге, а также устав находящегося в этих владениях цеха льноткачей. Подтвержденный таким путем документ состоит из 35 пунктов и написан на немецком языке XVI в. Если учесть, что в XVI в. в Чехии делопроизводство велось не только в королевской, но и в городских канцеляриях на чешском языке, то становится очевидным, что предписание феодаланемца предназначалось немецкому населению, и, следовательно, цех льнопрядильщиков в Румбурге был немецким. Панский город не имел независимого от господина управления, поэтому устав касается только производственных вопросов и некоторых моральных установлений и норм поведения, нарушение которых могло бы нанести ущерб доходам и престижу феодала.

В целом устав охватывает такие сферы, как экономика, прием новых учеников, нормы поведения членов цеха.

Экономические предписания касались количества и качества изготавливаемого полотна, его продажи, закупки сырья, цен на готовое полотно. Так, указывалось, что ни один мастер не имеет "права использовать более трех станков; точно так же ни один мастер не должен перекупать продукцию у другого мастера цеха и выдавать ее за свою. Сам он при этом не работает. В этом случае его станок простаивает, и ему назначается штраф в одну копу" (п. 35). Определяется и количество ремесленников: "На 24 хозяев разного рода приходится один производитель полотна" (п. 16). Устанавливаются сроки изготовления продукции: "Заказ хозяев города должен выполняться со всевозможным усердием и непреложной деловитостью, за чем обязаны следить старшие мастера... Работа с простыми грубыми нитками должна выполняться за 6 недель, тонкие же нитки должны обрабатываться за 8 недель" (п. 18). "Мастера должны придерживаться правильной ширины материала, т.е. льняное полотно должно иметь ширину 2 локтя... а длину минимум 60 локтей и никак не меньше. Если будет обнаружено иное, то выплачивается в кассу 1/2 гульдена" (п. 22). Строгие регламентации распространялись и на торговлю полотном. Ткачи "не смеют устраивать торги льняным полотном и побуждать к этому прислугу" (п. 16). Пункт 27 запрещал "любому жителю этого городка, любому мелкому крестьянину... закупать узкое льняное полотно (холст) вне цеха и белить его или что-либо другое с ним делать"; а если мастер купил на стороне льняное полотно, "и тем самым цеху был нанесен ущерб", то с мастера взыскивается штраф "как в пользу Господина, так и в пользу цеха - по 1 копе серебра" (п. 32). И наконец, "ни один бюргер и ни один лавочник не имеют права закупать нитки на рынке или на дому в те недели, когда не собираются недельные торги" (п. 28), "а если мастер купит у крестьянина нитки на улице, то обязан внести штраф в пользу цеха в размере 1/2 гульдена" (п. 30).

Доходы в пользу господина шли не только от труда ремесленников, но и от взимавшихся с них штрафов, а также с каждого набора инструментов и с каждого станка, за которые все мастера должны были выплачивать "Господину хозяину ежегодно на Рождество по 2 чешских гроша" (п. 35).

Весьма интересны пункты устава, касающиеся учеников льняного производства. "Кто ремесло желает изучить, тот должен пройти 14-дневное испытание". По исходе 14 дней "обязан он представить совету цеха... доказательства своей законнорожденности и честного имени", и если цех его примет, то он обязан в течение 3 лет проходить обучение ремеслу. "А если он за эти три года когда-либо уклонится от учения", то обязан уплатить большой штраф цеху и мастерам "за их труд и потерянное время" (п. 2). Выдержавший три года обучения претендент должен на год податься в странствие и не возвращаться к месту обучения до истечения срока; до этого момента никто не имеет права присвоить ему достоинства мастера (п. 4). Если ученик-слуга покажется мастеру "нежелательным", "если он ведет себя своевольно и наперекор указаниям мастера, то он обязан уплатить 2 копы грошей штрафа". Но если виноват мастер, то по постановлению других мастеров виновный платит 3 гульдена штрафа, а ученик должен получить в наставники другого мастера - учителя в освоении ремесла (п. 3). В уставе подробно излагается сложный процесс получения прав мастера, порядок изготовления образцового изделия (шедевра) и предписывается внесение внушительных сумм в кассу цеха и старшим мастерам (п. 6). Часто штраф взимается не деньгами, а воском.

Третья группа предписаний касалась моральных норм в отношениях между членами цеха и их поведения в самых разных обстоятельствах. Например, предписывалось, чтобы самые молодые по приказанию старших подавали пиво "двум мастерам каждый". А если кто-то в цехе умрет, то предписывалось оказывать помощь в похоронах. "Умершего должны провожать к могиле каждый мастер и каждая жена мастера, не посылая вместо себя никого из низших простых людей; а иначе взимается штраф..." (п. 11). Большие штрафы удерживались за неподобающее приличию поведение. В п. 13 говорится: "При входе в помещение каждый порядочный ремесленник должен употреблять только приличные слова и жесты, т.е. не позволять себе никаких непотребных выражений, не горячиться, не гневаться, не озоровать; кто нарушит этот пункт, тот обязан выплачивать при каждом подобном случае штраф в размере полгульдена в кассу цеха; если же будет нанесено оскорбление действием, то штраф того же размера может быть... удержан... в пользу Господина, которому принадлежит город". И еще одно предписание имеется в п. 24: "Когда распивается общее пиво, каждый должен держаться скромно и не напиваться до безрассудности. А кто это правило нарушит, тот выплачивает штраф - 2 фунта воска. А если произносил непотребные слова, то штраф 12 грошей".

Подводя итог краткому анализу устава цеха льноткачей панского города Румбурга, можно сделать несколько выводов. Во-первых, уставы цехов королевских и панских городов существенно различались между собой: в последних отсутствуют пункты, свидетельствующие о городском управлении, о функциях городской общины, поскольку все управление было сосредоточено в руках феодала - владельца города, относящегося к городским ремесленникам как Освоим подданным. Во-вторых, производственная организация цеха панского города была основана на тех же принципах, что и цехов королевских городов в Чехии и цехов германских городов. В-третьих, в Чехии XVI в., при господстве чешского языка и равенстве католического и утраквистского вероисповеданий, в местах компактного расселения немцев существовали ремесленные цехи с уставами на немецком языке.

И последнее: полагаю, что публикация устава в переводе на русский язык может пригодиться в процессе обучения студентов исторических факультетов.

УСТАВ

Я, Георг фон Штрёлитц на Таленштейне в Румбурге, советник Его Римского и Императорского и Королевского величества, вице-канцлер земель Богемской короны и обоих прав доктор извещаю настоящим, чтобы знали из этого моего открытого письма все без исключения, что мне как их законному наследственному господину милы все мои верные мастера ремесла льняного на Румбурге, имеющие свои гильдии, статуты и обычаи старинных традиций в их ремесле. Итак, после писем, данных на этот предмет бывшим Господином этих мест - благородным Господином Генрихом фон Шлейнитц, господином в Горнштейне, Таленштейне и Шлуккенау, верховным гофмейстером Его Княжеской Милости герцога Георга Саксонского, датировавшим свое письмо "В Понедельник после Exaudi 1 1515 года"; далее благородным господином Георгом, господином фон Шлейнитц на Таленштейне и Шлуккенау, датировавшим свое письмо "Вторник после Egidi 2 1560 года"; далее - благородным господином Генрихом, господином фон Шлейнитц на Таленштейне и Шлуккенау, датировавшим свое письмо "После quasimodogeniti 3 1568 года"; ныне, после всех этих писем, благородный и строгий Господин Кристоф фон Шлейнитц на Румбурге, основываясь на своем наследственном праве, конфирмированном и подтвержденном, владеть переданными ему по наследству землями, попросил меня покорнейше и со всеподданнейшим прилежанием произвести продление конфирмации и подтверждение его прав, каковые конфирмацию и подтверждение передаю здесь слово в слово в их точном звучании:

Во-первых. Принимается сей порядок во имя Иисуса Христа, избавителя нашего, нам счастье несущего. Пусть его именем сей порядок начинается и ведется и пусть нынешние и будущие мастера сего ремесла льноткачества здесь в Румбурге всегда имеют право устанавливать свой честный и полезный порядок для всех лиц этого ремесленного цеха, включая женщин и детей; каковой порядок ныне поддерживается и в других концах; и пусть останутся в силе наказания и штрафы, каковые налагаются за нарушение его. Но для того чтобы сей порядок всегда был в согласии с сознанием и волей наследственных владельцев этих мест, устанавливается: на случай, если найдено будет нечто такое в этом порядке, чего терпеть негоже, пусть остается за владельцами право оный порядок менять и отменять.

Во-вторых. Кто это ремесло изучать желает, тот должен пройти 14-дневное испытание. По исходе оных 14 дней обязан он представить совету цеха в письменной или устной форме достаточные свидетельства своей законнорожденности и честного имени во всех действиях своих. Если тогда признано будет, что подходит он для того или иного ремесла, то оный цех должен его принять, а он обязан в течение трех лет кряду проходить обучение; а если он за эти три года когда-либо уклонится от учения, то обязан уплатить в кассу цеха три гульдена. А внесение штрафа в три гульдена произвести в присутствии бюргеров цеха, а кроме того, если будет вновь принят, вложить в кассу еще гульден, из которого совету полагаются три белых гроша, в кассу - 9 белых грошей, а старшим мастерам за их труд и потерянное время - 12 белых грошей; а мастеру-учителю он должен передать свою постель с периной и кусок (штуку) полотна, а старшие мастера должны все это осмотреть, чтобы все было по-доброму и честному; а когда юноша научится, или если он во время учения умрет, то постель остается мастеру-учителю; а если у юноши-ученика постели нет, то он обязан перед окончанием учения уплатить мастеру три гульдена наличными.

В-третьих. Если ученик-слуга будет найден нежелательным, если он ведет себя своевольно и наперекор указаниям мастера, то он обязан, уплатить две копы грошей штрафа. А если будет установлена вина за мастером, то оный обязан по постановлению мастеров внести в кассу цеха 3 гульдена штрафа, а его ученику цех должен озаботиться выделить для обучения другого мастера-учителя.

В-четвертых. Каждый, выдержав свои 3 года в учении, должен на год податься в странствие, и в соответствии с указаниями своего цеха пройти путь более трех миль, и до исхода года не возвращаться без достаточных причин к месту обучения, а до этого никто не должен предлагать присвоить ему достоинство и права мастера; исключение составляют лишь чужаки (посторонние) и сыновья мастеров.

В-пятых. Чужой (посторонний) подмастерье, желающий претендовать на права мастера, должен сначала год проработать у нас на месте; этот год он должен пройти под началом одного из мастеров.

В-шестых. Кто хочет в этом цехе стать мастером, тот должен представить и доложить перед собранием цеха достаточные свидетельства своего (предшествующего) обучения: что он в течение 3 лет обучался ремеслу, и каково было к нему отношение. Затем еще раз он должен просить в течение 4 кварталов предоставить ему права мастера, а на четвертый квартал это право должно быть ему присвоено либо в этом праве отказано. Однако сын мастера должен претендовать на мастерские права в течение всего одного квартала, а затем уже и требовать этих прав. После положительного решения новый мастер должен еще завоевать себе бюргерское право и произвести 3 мастерских изделия (шедевра) - одну холстину на 25 прядей, один кусок тика на 48 прядей и одну малую холстину на 50 прядей, причем он должен для этого самостоятельно подгонять, подводить и подстраивать гребни, а выдержавшим свое испытание на шедевр он считается после того, как назначенные мастера-смотрители выскажутся перед всем цехом, что куски (штуки) сделаны добросовестно и изрядно; а молодой мастер обязан тогда выплатить мастерам-смотрителям и старшим мастерам полталера, а цеху - 10 коп грошей, в том числе первый раз - когда претендует на членство в цехе - 5 коп, и второй раз, когда представит свое мастерское изделие - остальные 5 коп. Но сын мастера, а также его (мастера) помощник (подмастерье), претендующий на брак с дочерью мастера, вносит наличными в кассу цеха 5 коп, затем - при просьбе о принятии в цех - треть полукопы, а при представлении шедевра - еще треть полукопы. После этого он обязан получить и может использовать те же права, что и всякий другой мастер.

В-седьмых. Если чужак - посторонний подмастерье - прибудет сюда и захочет записаться к старшим мастерам, чтобы отработать свой предварительный год, то он должен представить свидетельство, что 2 года странствовал и за это время на своей родине не был.

В-восьмых. Чужой (посторонний) подмастерье, желающий стать у нас мастером, учившийся у нас или где-либо еще, должен в день Михаэлиса попросить у старших мастеров записать его к тому мастеру, у которого он хочет проработать свой предварительный год; а если при этом окажется, что этот мастер в тот самый год впадет в бедность и не в состоянии обучать своего подмастерья, то последний должен сообщить об этом старшим, а те обязаны дать ему другого мастера. И пусть ни один из чужаков не вздумает претендовать на вступление и не приходит ни в какой другой день, кроме дня Михаэлиса. Но сын любого из мастеров или подмастерье, женившийся на дочери мастера или его вдове, после года странствий и года службы у одного из мастеров может подать просьбу о приеме в цех в любой квартал года, когда ему угодно. Такие кандидаты имеют те же права без всяких ограничений.

В-девятых. Всякий желающий стать мастером в этом цехе должен иметь законную жену или, по меньшей мере, быть помолвленным.

В-десятых. Каждый молодой мастер при начале своего пребывания в цехе должен вносить вместо воска, как это было в обычае повсеместно, три белых гроша на общую пользу.

В-одиннадцатых. Когда пьется обычное пиво, то самые молодые должны по приказанию старших подавать пиво двум мастерам каждый; а если кто-то в цехе умрет, то на похоронах умершего должны провожать к могиле каждый мастер и каждая жена мастера, не посылая вместо себя никого из низших простых людей, а иначе взимается штраф в размере 1 фунта воска. Следует также оповещать и рассылать известие, когда именно предстоят похороны, и к этому часу каждый должен явиться к дому, где находится покойник. А два самых молодых мастера должны позаботиться о прочих делах цеха и выполнить их с усердием, в противном случае с них взимается штраф или налагается взыскание в той же форме.

В-двенадцатых. Ни один мастер не должен переманивать у другого подсобную силу или ученика-слугу под страхом штрафа в размере 1 гульдена в пользу цеховой кассы.

В-тринадцатых. При входе в помещение цеха каждый порядочный ремесленник должен употреблять только приличные слова и жесты, т.е. не позволять себе никаких непотребных выражений, не горячиться, не гневаться, не озоровать; кто нарушает этот пункт, тот обязан выплачивать при каждом подобном случае полгульдена в кассу цеха, если же будет нанесено оскорбление действием, то штраф того же размера может быть при случае удержан и оставлен в пользу Господина, которому принадлежит город.

В-четырнадцатых. Если кто-нибудь, будь то мужчина или женщина, вызван на собрание цеха и произвольно, без уважительной причины, останется вне стен его, не являясь в намеченный час, то штрафуется фунтом воска.

В-пятнадцатых. Законным почитается также положение, что низшие члены и дети данного ремесленного цеха должны присутствовать и оставаться на всех торжествах вполне изрядно и достаточно.

В-шестнадцатых. Ни одному из жителей церковного прихода, к которому принадлежит цех, не разрешается развлекаться за пределами общины, как это имело место и утвердилось с давних времен; все мастера должны оставаться в городке; в деревни же данного владения Румбург, которые находятся за пределами прихода, они могут допускаться лишь на короткое время. На 24 хозяев разного рода приходится один производитель полотна. Но должно быть обеспечено, что эти ткачи льняных материалов никак не смеют каким-то путем мешать домашним хозяйствам соседей отправлением своих собственных потребностей, как не смеют устраивать торги льняным полотном и побуждать к этому прислугу; а то, что может такой деревенский ткач произвести собственными руками, должно быть ему разрешено соответствующими предписаниями.

В-семнадцатых. Когда мастер принимает на себя платную работу, он должен завершить ее за 8 недель и при этом изрядно удовлетворить заказчиков. А где будут жалобы, что это не произошло, данный мастер должен быть по решению цеха оштрафован на 3 фунта воска.

В-восемнадцатых. Заказ хозяев города должен выполняться со всевозможным усердием и непреложной деловитостью, за чем обязаны следить старшие мастера, проверяя, как идет дело. Работа с простыми, грубыми нитками должна выполняться за 6 недель, тонкие же нитки должны обрабатываться за 8 недель. Если же какие-то нитки оказались низкого качества, то старшие мастера должны проследить за тем, чтобы они были обработаны наилучшим возможным способом.

В-девятнадцатых. Если мастер выполняет платную работу и ее испортит или выполнит непорядочно, то он должен оплатить стоимость товара или потраченный материал. Решение может быть принято другим мастером или советом цеха.

В-двадцатых. Нить для работы должна выдаваться мастеру в любое удобное для него время, и не должны особенно ограничиваться те сроки работы, на которые могут потребоваться люди.

В-двадцать первых. Плата на изготовление двух штук грубой нити должна составлять 7 малых грошей, двух штук средней нити - также 7 грошей; выпушка на 40 прогонов (прядей) - по 4 гроша за штуку; мелкое полотно из 40 прогонов (прядей) - по 6 малых пфеннигов за локоть; за полотно из 50 прогонов (прядей) и более - по 9 малых пфеннигов за локоть.

В-двадцать вторых. Мастера должны придерживаться правильной ширины материала, т.е. льняное полотно должно иметь ширину 2 локтя, как это было в прежние времена, а длину - 60 локтей и никак не меньше. Если будет обнаружено иное, то выплачивается в кассу 1/2 гульдена.

В-двадцать третьих. После обучения молодого ученика мастер в течение полугода не должен приглашать другого и учить его, чтобы бедный наряду с богатым мог разумно взяться за учение.

В-двадцать четвертых. Когда распивается общее пиво, каждый должен держаться скромно и не напиваться до безрассудности. А кто это правило нарушит, тот выплачивает штраф - 2 фунта воска. А если произносил непотребные слова, то штраф 12 грошей. Если случится такая дерзость, то решение о штрафе в зависимости от обстоятельств проступка принимается цехом на месте или предоставляется благородному Господину.

В-двадцать пятых. Кто беспричинно, по собственному капризу не хочет идти на общее пиво и остается в стороне, тот должен выплатить полную стоимость своего пребывания на пиве; если же выяснится достаточно уважительная причина отсутствия, то обязан выплатить половину этой суммы.

В-двадцать шестых. 4 мастера должны ежегодно на Троицу рассчитываться с цехом, а по прошествии 14 дней расплачиваться с цехом своей продукцией. В случае невыполнения - штраф в размере 3 фунтов воска.

В-двадцать седьмых. Любому жителю этого городка, любому мелкому крестьянину деревень не разрешается закупать узкое льняное полотно (холст) вне цеха и белить его или еще что-либо другое с ним делать; но жителям городка в отличие от крестьянских людишек должно быть разрешено торговать широкими льняными полотнами (холстами).

В-двадцать восьмых. Ни один бюргер и ни один лавочник не имеют права закупать нитки на рынке или на дому в те недели, когда не собираются недельные торги. Если будет обнаружено нарушение, то нитки отбираются и передаются в дома призрения.

В-двадцать девятых. Ни один бюргер не должен позволять себе оплачивать халтурщикам нитки в их домах.

В-тридцатых. Ни один крестьянин не должен продавать нитки в своем доме, а обязан придерживаться предписанных еженедельных рынков. А если мастер купит у крестьянина нитки на улице, то обязан внести штраф в пользу цеха в размере 1/2 гульдена.

В-тридцать первых. Ни один мастер не должен покупать нитки в деревне и не должен передавать деньги через других лиц. Кто это нарушит, каждый раз обязан выплачивать цеху также по полгульдену штрафа.

В-тридцать вторых. Если мастер купил у халтурщика льняное полотно и тем самым цеху был нанесен ущерб и беспокойство, то с мастера взыскивается за каждое закупленное таким образом полотно как в пользу Господина, так и цеха по 1 копе серебра.

В-тридцать третьих. После того как в этом году нити выплеталось несколько меньше, чем в году прошлом. Господин хозяин, по всеподданнейшему ходатайству цеха разрешил в дальнейшем, чтобы от каждого малого вытканного куска (штуки) льняного полотна полторы копы выплачивалось как вознаграждение производителю, имея в виду, что копа или талер составляют 68 крейцеров, но чтобы полотно при том вырабатывалось изрядное и доброе.

В-тридцать четвертых. Цеховые мастера обязаны дважды в год осматривать и оценивать беление при владении Румбург. Если обнаружится низкое качество беления, то Господином-владельцем могут быть наложены штрафы.

В-тридцать пятых. Чтобы настоящее установление и статут всегда строго выполнялись и чтобы тем самым цех был защищен и мог изрядно работать, все мастера - и нынешние, и те, которые будут у цеха впоследствии - должны выплачивать Господину хозяину с каждого набора инструментов и с каждого станка ежегодно на Рождество по 2 чешских гроша, а каждый мастер не должен иметь права использовать более трех станков; точно так же, ни один мастер не должен перекупать продукцию у другого мастера цеха и выдавать ее за свою, сам при этом не работая. В этом случае его станок простаивает, и ему назначается штраф в одну копу.

А теперь я, вышеназванный Георг и проч., обращаюсь к моим подданным ткачам в связи с их порядочной, справедливой просьбой, направленной на утверждение порядка работы цеха. Ценя их труд, я не хотел бы им отказывать в выполнении этой просьбы. Поэтому я торжественно конфирмую, подтверждаю и закрепляю на основе этого моего письма и приложенной печати как от своего имени, так и от имени моих наследников и потомков все описанные выше правила и заложенные в них привилегии, постановления, цеховые уставы и статуты и обещаю их соблюдать твердо и неукоснительно. А моим наследникам и потомкам хочу рекомендовать воздерживаться от изменения или отмены этого письма, а тем более не урезать - при нужде или случайно - содержащиеся в нем привилегии. Для обеспечения этому письму силы грамоты я, упомянутый Георг и проч., сознательно приказал привесить к сей бумаге большую родовую сургучную печать и подписал бумагу собственноручно.

Дано в Румбурге 10-го дня октября месяца в 1588 году от рождения Христа, любимого Господа нашего, нам счастье несущего.

Ни одна женщина, принадлежащая к этому цеху, не имеет права занять положение главной мастерицы по выделке шелка, не проучившись и не прослужив три года в этом цехе. Учение она должна пройти у главных мастериц цеха...

Главная мастерица имеет право держать у себя одновременно не больше 4 учениц... не считая ее собственных детей.

Запрещается вышеупомянутым мастерицам и их мужьям производит ь шелковые изделия из пряжи, изготовленной не в Кельне, и отдавать их красить.

Красильщики шелка в нашем городе имеют право работать только для главных мастериц. Это постановлено для того, чтобы сохранить источники пропитания наших горожан, горожанок и жителей...

Запрещается примешивать к парче или шнурам крашеную или некрашеную пряжу. Нарушивший это правило теряет право заниматься выработкой шелковых изделий, а товар, изготовленный таким образом, сжигается.

Вопросы

1. В чьих интересах - епископа или горожан - проведена запись Первого городского права?

2. Что изменилось в Страсбурге за время, прошедшее между созданием Первого городского права и второго?

3. Какие события могли предшествовать созданию обоих документов?

4. Назовите характерные черты цеха, отраженные в уставе кёльнских ткачих.

§ 38. Городские улицы и их обитатели Власть торговли

Жизнь горожан состояла, конечно же, отнюдь не из одних лишь стычек и мятежей. В городах жили энергичные, деловые люди, хорошо знавшие, как с выгодой для себя продать товар, кому дать ссуду, на что с умом потратить деньги. Неугомонные купцы пускались в далекие и опасные странствия в надежде разбогатеть. По всему Средиземноморью раскинули сеть торговых пунктов - факторий итальянские купцы. Большинство из них были родом из Генуи и Венеции. Эти морские республики владели великолепным торговым и военным флотом. Их корабли перевозили в Европу с Ближнего Востока все самые ценные товары: драгоценные ткани, фарфор, всевозможные специи (пряности) и другие товары.

Венецианские купцы из семьи Поло в XIII в. добрались до ставки великого хана монголов далеко в глубине Азии. Марко Поло провел 17 лет на службе великого хана в завоеванном монголами Китае и первым из европейцев описал те таинственные края в своей книге. Только в XIX в. европейцы смогли побывать там, где в XIII в. странствовал Марко Поло. Рассказы о богатствах восточных стран в книге Марко Поло 200 лет спустя произвели такое впечатление на генуэзского моряка Христофора Колумба, что он решил любой ценой достичь берегов сказочной Азии...

Подобно тому как на южных морях владычествовали итальянские купцы, на северных главную роль играли купцы немецкие. Германские города вдоль южных берегов Северного и Балтийского морей во главе с Любеком объединились в торговый союз, который назывался Ганза. Ганзейские купцы имели свои подворья и в Лондоне и Брюгге - на западе, и в Новгороде - на востоке, и в норвежском городе Бергене - на севере. Флот ганзейцев был так силен, что его боялись короли и князья всех северных стран. Какую бы из них мы ни посетили, в каждом городе можно было встретить целые кварталы немецких купцов. Они пользовались особыми привилегиями, которых не было даже у местного купечества.

Цехи регламентировали условия труда, производство продукции и её сбыт, все мастера обязаны были им подчиняться. Уставы цехов предписывали, что каждый мастер производил продукцию лишь определённого вида, качества, цвета, пользовались лишь определённым сырьём. Мастерам было запрещено производить больше продукции или делать её дешевле, потому что это грозило благополучию других мастеров. Было установлено чёткое число подмастерьев, которые работали в цехе, одинаковая продолжительность рабочего дня, предельное количество выпускаемой продукции. При этом способы и приёмы работы, закрепленные долголетней традицией (технология) были обязательны для всех мастеров.

Внеэкономическое принуждение в цехе имело, однако, экономический смысл: цель производства мелких товаропроизводителей состояла не в получении прибыли, а лишь в добывании средств к существованию в условиях ограниченного спроса местного рынка. Поэтому здесь господствовало простое воспроизводство, а значит, равенство производственных мощностей и режимов (отсюда - запрещение любого прогресса техники, н-р, самопрялки, изобретенной ещё в XI веке). В таких условиях главным элементом производства являлось исключительно высокое личное искусство самого ремесленника.

Цеховые регламенты имели целью помешать одним мастерам получать значительные преимущества по сравнению с другими. Кроме того, в первый период цехи служили своеобразным видом организованной взаимопомощи мастеров, особенно поддержки членам цеха, попавшим в трудное положение. Цехи тщательно охраняли исключительное право своих членов на занятие данным видом ремесла

Как ассоциация, подобная феодальной, цех управлял не только рабочим, но и внерабочим временем, а также сознанием ремесленников: общецеховые церковь, касса взаимопомощи, отряд в военном ополчении города, суд и кодекс поведения, даже место жительства и погребения (во многих европейских городах можно найти улицы Хлебные, Мясницкие, Ножевые и пр. - здесь селились ремесленники определённых цехов).

Таким образом, сохранялся мелкий характер производства. До определённого времени цеховая организация защищала монополию городских ремесленников, создавала благоприятные условия для развития производительных сил, способствовала специализации, квалификации простого товарного городского производства. В её рамках расширялся ассортимент и качество выпускаемых товаров, совершенствовались навыки ремесленного труда.

Однако в дальнейшем всё более проявлялась отрицательная сторона цехов. Они сковывали инициативу ремесленников, мешали рационализации производства, препятствовали введению новых орудий и средств производства.

В противоречие с цеховыми регламентами, прежде всего, вступили усовершенствования, вносимые в технологию отдельными мастерами. А ведь первоначально в цеховом ремесле индивидуальное ремесло играло огромную роль. Отдельные мастера вырабатывали свои особые приёмы работы, свои секреты мастерства (mysteres), которые нередко передавались из поколения в поколение.

Появляются «закрытые» цеха, которые уже не принимают новых членов. Только сын мастера после смерти отца мог занять его место. Появляются «вечные подмастерья», которые уже не имеют надежды стать мастерами. В сущности, это были рабочие, работавшие за плату. И даже в своей борьбе за повышение заработной платы они использовали рабочую форму забастовок.

В отдельных случаях цеховое ремесло перерастало в капиталистическое производство. Н-р, во Флоренции в XIV веке членами цеха суконщиков были не ремесленники, а купцы, которые закупали шерсть и продавали сукно. В мастерской, которая принадлежала такому купцу-мастеру, работало несколько десятков наёмных рабочих - «чомпи», которые промывали и чесали шерсть. Затем она поступала в руки прядильщиц из деревенских женщин, потом к ткачам, а готовая ткань - к красильщикам. Все они работали у себя по домам, получая плату от суконщиков, и в состав цеха, как и «чомпи», не входили. Так, в XIV веке во Флоренции возникли первые мануфактуры. Но это было исключение, т.к. были нарушены все цеховые принципы.

В XV веке цеховая организация, направленная на сохранение мелкого производства, уже очень сильно сковывала технико-экономическую сферу. Она не позволяла укреплять мастерские и вводить пооперационное разделение труда между работниками, обеспечивавшее во много раз большую производительность труда. Иными словами, цеховое ремесло стало одним из главных препятствий на пути капиталистической промышленности. Взять его в лоб было невозможно, т.к. цехи в силу своей численности составили основу ополчения и поэтому властвовали в городах. И первые капиталисты, н-р в производстве шерстяных тканей, пользовавшихся особо большим спросом, применяли обходные манёвры, н-р, нанимали крестьян, имеющих прялки и т.д.

Таким образом, города в средневековье играли значительную экономическую роль, стали центрами развития товарно-денежных отношений, носителями рыночных элементов.

I Общие положения
1.
Стихоремесленный Цех представляет собой свободное объединение авторов, ориентированных на творческий рост и профессиональное самосовершенствование в сфере изучения теории поэтики и практики стихотворчества.
Цех открыт для всех авторов сайта Стихи.ру.
Цех учреждается принятым участниками Цеховым Уставом.
Вопросы организации и деятельности Цеха определяются только Цеховым Уставом и издаваемыми на его основе актами.
Действие Цехового Устава кроме положения 19 распространяется только на страницы Цеха.
2.
Цель Цеха – способствование творческому развитию заинтересованных в этом авторов путём:
а) регулярного делового обсуждения произведений участников Цеха и теоретических вопросов стихосложения;
б) написания по просьбе авторов сайта рецензий на их произведения и оказания иной помощи по вопросам стихосложения;
в) организации конкурсов по стихосложению с ремесленной спецификой и сотрудничества с другими конкурсными площадками;
г) предоставления в свободном доступе полезных по субъективному мнению участников Цеха материалов о стихосложении;
д) иных предусмотренных Цеховым Уставом функций.

3.
В Цех приглашаются все желающие, вне зависимости от их пола, возраста, происхождения, социального статуса, политических убеждений, расовой и национальной принадлежности и других факторов подобного характера.
Участие в Цехе является свободным для авторов сайта Стихи.ру.
Вся деятельность Цеха строится на принципе демократизма и равенства его участников в решении корпоративных вопросов.

II Структура Цеха
4.
Цех является сообществом авторов и состоит из участников.
Участниками являются успешно прошедшие предусмотренные Цеховым Уставом испытания и официально принятые в Цех авторы.
Под авторами подразумеваются пользователи сайта Стихи.ру.
5.
Цех состоит из ряда страниц на серверах сайта Стихи.ру.
Изначальная страница именуется Центральной, а другие страницы считаются филиалами.
Страницы участников не входят в систему страниц Цеха.
6.
Структура Цеха состоит из Всеобщего Собрания, Совета Цеха, а также временных структур.
Вопросы организации и деятельности Цеха решаются только Собранием и Советом в пределах полномочий.
Временные структуры формируются Ведущим для решения организационных вопросов конкурсных и подобных мероприятий.
7.
Собрание включает в себя всех участников Цеха.
Собрание может созываться для выборов Совета и во внеочередном порядке по инициативе Совета или двух третей участников Цеха.
Собрание решает вопросы путём голосования.
Собрание имеет право решать вопросы:
а) учреждения Центральной страницы и филиалов сообщества;
б) внесения поправок в Цеховой Устав;
в) проведения выборов членов Совета;
г) иные в пределах действия Цехового Устава.
Решения Собрания правомочны при поддержке голосов двух третей участников Цеха или при поддержке голосов свыше половины присутствующих участников с условием извещения всех участников в течение недели до подведения итогов голосования.
8.
Для управления повседневными делами Цеха создаётся и постоянно действует Совет.
Совет формируется Собранием с помощью выборов членов Совета из заявленных кандидатов.
Все участники Цеха имеют право избирать и быть избираемыми. Перед выборами желающие занять должности подают заявки в Собрание и становятся кандидатами.
Утверждение кандидата на должность производится Собранием сразу по итогам выборов.
9.
Члены Совета в пределах срока полномочий устанавливают пароль от страницы. Пароль могут знать только члены действующего Совета. Действующий пароль может сообщаться только при передаче полномочий посредством почты или иным способом скрытого сообщения информации.
10.
Члены Совета Цеха имеют все права и несут все обязанности участников с изъятиями:
а) освобождаются от взносов в казну Цеха;
б) имеют право голоса в Совете и ставят в пределах своих полномочий вопросы проведения мероприятий
в) исполняют обязанности по должности;
г) вывешивают произведения для обсуждения в Цехе и высказываются по ним в месячный срок;
д) активно участвуют в мероприятиях Цеха или содействуют их проведению.
Все члена Совета занимают выборные должности и могут слагать полномочия только путём выхода из Совета.
Все члены Совета равноправны по числу голосов и праву инициативы.
11.
Совет путём консенсуса или голосования членов Совета решает вопросы в пределах полномочий.
Решения Совета правомочны при поддержке голосов двух третей членов Совета или при поддержке голосов свыше половины присутствующих членов Совета с условием извещения всех членов Совета за сутки до подведения итогов голосования.
Совет правомочен решать вопросы:
а) рассмотрения заявок по вопросам вступления в Цех авторов или исключения из Цеха действительных участников Цеха;
б) утверждения планов мероприятий на странице Цеха и вопросов сотрудничества с другими площадками сайта;
в) анонсов и трат из казны соответствующих данным целям средств;
г) выдвижения инициативы внеочередного созыва Собрания
12.
Все члены Совета единолично выполняют обязанности по должности и несут ответственность за определённый раздел на Центральной странице:
а) Казначей – ведает сохранностью казны и своевременностью взносов и вопросами планирования и формирования бюджета и финансовой политики в целом (Казна Цеха);
б) Редактор – ведает дизайном Центральной страницы и вопросами архивирования и публикации публицистических материалов (Журнал Цеха, Цеховая Библиотека, Цеховой Архив);
в) Модератор – ведает надзором за соблюдением требований Цехового Устава участниками и поступающими авторами (Отдел кадров);
г) Куратор – ведает публикацией стихотворных материалов и вопросами мастер-класса и консультаций (Выставка поделок Цеховиков, Мастерская Цеха, Школа Критики, Стихоконсультация);
д) Ведущий – ведает укреплением сотрудничества между сообществами и проведением конкурсных мероприятий (Арена конкурсов).
По решению Собрания Совет может избираться в неполном составе.
13.
Совет Цеха должен менять после выборов состав минимум на треть.
Срок действия полномочий избранного Совет Цеха составляет три месяца.
Перед выборами Совет должен представить Собранию итоги своей деятельности.

III Кодекс этики общения участников Цеха
14.
Цех создан для ведения делового общения по вопросам стихосложения.
Произведения всегда оцениваются со всей строгостью, без любых скидок или поблажек.
Заслуги или регалии не имеют в Цехе ни малейшей цены.
Все участники равны, и их профессионализм оценивается только по тому, насколько дельны слова и насколько убедительны аргументы.
15.
Участники на странице Цеха подписываются только от имени занесённого в списки участников Цеха псевдонима.
16.
Выступать от имени Цеха участники могут только с ведома Совета.
17.
При обсуждении в Цехе оценка стиха должна аргументироваться. Запрещается как бессмысленное захваливание, так и голословная неконкретная ругань, а также демонстративное молчание в дискуссии.
18.
В Цехе недопустимыми являются личные выпады или оскорбления, призывы к совершению терактов, сексуальные домогательства, иные противоправные действия. В отношении стиха и его героев допускаются самые жесткие высказывание и оценки.
19.
Участники Цеха обязуются не пользоваться черным списком и не удалять рецензии и ответы на них.
20.
Посторонним авторам, пользующимся черным списком и подтиранием рецензий, будет отказано в приеме стихов (без занесения в черный список), а уже начатые дискуссии по их работам будут немедленно прекращены. Другие их посты также будут игнорироваться.
21.
За нарушение вышеуказанных правил могут налагаться следующие взыскания:
а) замечание – может применяться любым членом Совета Цеха за нарушение положений 15, 16, 17 Цехового Устава;
б) предупреждение – может применяться Модератором за нарушение положений 18, 19 Цехового Устава и сопровождается взысканием 100 баллов в казну Цеха;
в) исключение участника Цеха – может применяться Советом Цеха за систематические пренебрежения Цеховым Уставом.

IV Права и обязанности участников и гостей Цеха
22.
Авторы сайта Стихи.ру свободно могут быть гостями страниц Цеха.
23.
Каждый участник может и должен по мере возможности принимать участие в обсуждениях на Центральной странице и филиалах.
24.
Каждый участник может с помощью членов Совета публиковать на Центральной странице три своих произведения в месяц.
Также каждый участник может попросить членов Совета вывесить произведение, как другого участника сообщества, так и постороннего автора.
25.
Имеют право также гости участвовать в дискуссиях и предлагать свои стихи для критики. Чтоб получить отзыв на свой стих, гость должен написать рецензию со ссылкой на произведение, после чего это произведение размещается на Центральной странице (одним из членов Совета Цеха). Все члены Совета должны поучаствовать в обсуждении в месячный срок.
Гость может также пригласить обсудить стих на его странице.
Также участники и гости могут попросить Куратора провести тренинги в пределах его сферы ведения.
26.
Помимо того участник или гость Редактору может предложить вывесить на Центральной странице статью по вопросам стихосложения.
27.
Каждый участник платит в казну 100 баллов месяц. Казначей может списать долг за активную деятельность в Цехе.
28.
Каждый участник должен на Центральной странице и филиалах соблюдать Кодекс этики общения участников Цеха.
29.
Из списков Цеха Советом могут исключаться участники:
а) пожелавшие добровольно покинуть состав Цеха;
б) систематически занимающиеся флудертвом на страницах Цеха;
в) свыше трёх месяцев подряд не участвующие в дискуссиях и не вывешивающие произведения без уважительных на то причин;
г) свыше трёх месяцев подряд не платящие взносов;
д) совершившие много нарушений Кодекса этики общения участников Цеха.
30.
В списках Цеха автор может состоять только с одной из страниц.

V Другие процессуальные вопросы деятельности Цеха
31.
Вступить в Цех может любой автор сайта Стихи.ру.
Чтобы стать претендентом на участника Цеха необходимо:
а) детально ознакомиться и согласиться со всеми пунктами Цехового Устава;
б) подать соответствующую заявку в Совет;
в) по выбору сделать как минимум три критических разбора трёх любых произведений на Центральной странице или пройти другое предлагаемое Советом Цеха испытание;
г) по выбору добиться поддержки действующего Совета или двух третей участников.
д) уплатить вступительный взнос в сумме 100 баллов в казну Цеха.
32.
Совет должен в течение недели рассмотреть заявку и принять решение. Модератор инспектирует страницы претендента и представляет результаты Совету.
В том случае, если претендент хочет вступить в Цех посредством голосования участников, Совет только создаёт пост, а претендент на вступление приглашает участников самостоятельно.
33.
Если против вступления претендента выступило три участника, то приём этого претендента в данный момент невозможен даже при выполнении всех вышеперечисленных условий. Подать заявление вновь такой претендент может через три месяца. Данный претендент сможет вступить в Цех при соблюдении всех условий и устранении возражений участников.
34.
Претендент имеет право требовать аргументации отказа в приеме у Совета, а также аргументации у проголосовавших против участников. Достаточная аргументация должна предоставляться Советом. В случае если претендент хотел вступить в Цех с помощью голосования участников, то подобная аргументация запрашивается в индивидуальном порядке.
35.
Если нарушение Цехового Устава имело место, то доказывать виновность следует Модератору прямыми ссылками на пост или показаниями трёх свидетелей из числа участников или пяти посторонних авторов в случае отсутствия текста.
36.
Принудительное исключение участника Советом обнародует в дневнике Центральной страницы.
37.
Изменения Цехового Устава осуществляются только Собранием путем коллективного обсуждения предложения и голосования всех участников по инициативе любого участника Цеха.

ДАННЫЙ УСТАВ НЕДЕЙСТВИТЕЛЕН!!!

Рецензии

Бегло прочитал талмуд.
Иван, спуститесь на грешную землю. То что вы понаписали к действительности имеет смутное отношение.

Зачем нужны правила, чтоб их нарушать?
Возможно вы не заметили, а я заметил и вы, и станислав, и лиахим месяцами в цехе не появлялись. С формальной стороны дела уже можно было поднять вопрос об исключении всех упомянутых. Тогда кто бы в цехе остался?

Я вообще предлагаю убрать эту шелуху (устав) и отменить старый. Так как повторюсь эти правила неживые и они не подходят для нашего сообщества.
Никто ими не руководствуется. Лучше поставить ориентир, что-то вроде кодекса чести, который я опубликовал.

И еще, я предлагаю отменить должность казначея, так как с одним человеом может случится всякое (жизнь сложная штука). А если он умрет как сообщество получить доступ к казне? Вообщем я прелагаю создать оффшорную страницу, на которой будут лежать все баллы общества. Доступ к этой странице согласно договоренности будут иметь два, три цеховика.

Новое на сайте

>

Самое популярное