Домой Делопроизводство Таможенное законодательство краткий курс. Консультации юриста по таможенным вопросам

Таможенное законодательство краткий курс. Консультации юриста по таможенным вопросам

Своевременное обращение к юристу позволит Вам предотвратить риски и конфликты, которые могут возникнуть в процессе трудовой деятельности, связанной с зарубежными рынками. В процессе экспортных и импортных операций нередко возникают конфликты и споры с работниками таможни.

Если вовремя посоветоваться с экспертом, можно сохранить время и добиться значительной финансовой экономии, что актуально для любого предпринимателя, независимо от сферы деятельности. Юрист по таможенным вопросам знает внутреннюю структуру системы, а также разбирается в её особенностях и нюансах, благодаря чему он сможет оказать помощь в определении наиболее эффективного алгоритма действий и минимизации рисков.

В решении каких проблем и вопросов сможет помочь таможенный юрист?

Квалифицированный юрист расскажет о том, какой порядок дальнейших действий будет наиболее эффективным, если принять во внимание действующее таможенное законодательство. Наши специалисты готовы бесплатно проконсультировать Вас по вопросам, связанным с таможней, предоставить персональную или дистанционную консультацию, провести анализ имеющейся документации и дать заключение.

Общение с нашими экспертами позволит Вам оперативно узнавать о таможенных нововведениях и быстро получать ответы на все вопросы, касающиеся данной сферы. Юрист также изучит таможенную схему, которой Вы отдали предпочтение, и представит заключение, касающееся последствий её использования.

Для каждой конкретной ситуации, специалист подберёт оптимальное решение и разработает подходящую схему транспортировки товаров через государственную границу. Все услуги, оказываемые нашими юристами, полностью соответствуют таможенному законодательству, действующему сегодня в России.

Эксперты готовы проконсультировать Вас по вопросам заключения договора и могут лично присутствовать при процедуре. При необходимости, таможенный юрист самостоятельно подготовит все бумаги, необходимые для подписания договора, отвечающего нормам и требованиям действующего законодательства.

Почему нашим таможенным юристам можно доверять?

Наша коллегия адвокатов состоит исключительно из профессионалов своего дела, готовых в любую минуту оказать вам квалифицированную помощь. Наши эксперты регулярно проделывают колоссальную работу, общаясь с людьми, чья деятельность напрямую связана с таможенным законодательством. Консультацию может получить как обычный гражданин, так и представитель компании. В работе таможенного подразделения нашей коллегии бывают случаи, когда специалисты лично ведут переговоры с работниками таможни.

Наш юрист по таможенным вопросам может предоставить подробную консультацию по вопросам, связанным с логическими схемами, импортом товаров и экспортными операциями. Он может проанализировать бумаги, которые уже есть в наличии и провести проверку наиболее актуальных документов, включая договора, соглашения и прочее.

У нас работают профессионалы, для которых нет нерешаемых вопросов. Сложно найти ситуацию, из которой нельзя найти выход, и эксперты готовы доказать это. Опытный специалист всегда сможет подобрать оптимально решение вопроса и даст дельный совет. А если обратиться к юристу заблаговременно, то проблем и вовсе удастся избежать, заблаговременно приведя документы в соответствие таможенному законодательству.

Тем, кто стремится всегда быть в курсе событий и находиться на шаг впереди конкурентов, мы предлагаем заключить договор на юридическое обслуживание. Благодаря ему вам больше не придётся волноваться о законности и правомерности международных операций.

Как внешние факторы влияют на таможенное законодательство?

Несложно заметить, что таможенная сфера развивается значительно быстрее других отраслей. Это обусловлено тем, что любые перемены в политической или экономической области оказывают влияние на таможенное законодательство.

Присоединение нашей страны к таможенному союзу и её вхождение в ВТО, стало своеобразным катализатором для внесения регулярных коррективов и дополнений в ряд документов. Однако следует понимать, что постоянные перемены в таможенном законодательстве, общий подход к регулированию данной сферы правоотношений остаётся неизменным.

Корректировке подверглись многие таможенные процедуры, что не могло не отразиться на организациях, принимающих непосредственное участие в международной торговле. На сегодняшний день, практически любой участник данной отрасли может столкнуться с целым спектром проблем, разобраться в которых самостоятельно будет крайне сложно.

Наш специалист всегда готов прийти вам на помощь. Заручившись поддержкой профессионала, вы легко докажете свою правоту представителям таможни и решите все проблемы максимально оперативно.

Правовое регулирование таможенных отношений имеет комплексный характер и включает международные акты. Одним из основных источников таможенного права являются международные договоры. В настоящее время Российская Федерация является участницей нескольких десятков международных таможенных конвенций и договоров.

Международные таможенные конвенции и договоры в области таможенного дела могут быть классифицированы по нескольким основаниям. Прежде всего, по сфере их распространения договоры бывают:

  • универсальными , объединяющими большинство стран мира и выражающими интересы в области таможенного дела большей части мирового сообщества (например, Киотская конвенция);
  • региональными , объединяющими несколько стран- соседей и выражающими интересы определенного региона земного шара (например, Договор между Белоруссией, Казахстаном и Россией о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 06.10.2007, Соглашения о едином таможенном тарифе и общем Таможенном кодексе от 27.11.2009).

По числу участников договоры принято подразделять:

  • на двусторонние , связывающие только два государства и выражающие только их волю (например, Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о пунктах пропуска на российско-китайской государственной границе от 27.01.1994, Меморандум о взаимопонимании между ГТК России и ее Величества Таможенной и акцизной службой Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, касающийся сотрудничества и взаимной помощи 1994 г.; Финансовый протокол, касающийся вопросов компьютеризации таможен Калининградского таможенного управления 1995 г. (подписан между Россией и Францией), Меморандум между ГТК России и ГТУ Швеции о правилах по координации мер таможенного контроля в паромном и воздушном сообщении между Россией и Швецией 1995 г., Соглашение между Правительством РФ и Правительством Румынии о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах от 13.11.2003);
  • многосторонние , связывающие несколько государств и выражающие их совместную волю (например, Таможенная Конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) 1975 г.).

По объекту правового регулирования международные договоры в области таможенного дела можно подразделить:

  • на непосредственно посвященные таможенному делу и не затрагивающие иных вопросов. В качестве примера таких договоров можно привести Киотскую конвенцию;
  • фрагментарно касающиеся международных таможенных отношений (например, Венская Конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.).

Рассмотрим подробнее международные договоры, непосредственно посвященные таможенному делу. Особого внимания заслуживает международный документ, посвященный описанию и кодированию товаров. 14 июня 1983 г. в Брюсселе была заключена Международная конвенция о гармонизированной системе описания и кодирования товаров (далее – ГС) . Данная конвенция была призвана заменить несколько устаревшую Конвенцию о номенклатуре Совета таможенного сотрудничества (НСТС). Гармонизированная система была введена с 01.01.1988 и состояла из 5000 наименований товаров, снабженных шестизначным кодом, а также необходимыми пояснениями и правилами пользования. Новая система сразу же стала популярной и получила широкое распространение. За четыре года ГС была принята в более чем в 100 государствах, на которые приходилось 90% всего мирового торгового оборота. Таким образом, ГС стала основным правовым документом в международной торговле.

Отметим, что для того чтобы тот или иной товар получил в ГС самостоятельное описание (отдельную базисную позицию), необходимо соблюдение одновременно двух условий, а именно: товар должен обладать отличительным признаком, позволяющим выделить его в отдельный класс, и должен представлять интерес минимум для двух государств.

Другой не менее важный документ был посвящен таможенной оценке товаров. Конвенция по таможенной оценке товаров, называемая Брюссельским определением таможенной стоимости, вступила в силу с 28.07.1953.

Поскольку эта конвенция не получила всеобщего признания, ее заменило Соглашение о применении статьи VII ГАТТ, известное как Кодекс по таможенной оценке ГАТТ. Соглашение ГАТТ вступило в силу 01.01.1981. На страны, применяющие Соглашение, приходится около 70% мирового торгового оборота.

Принцип таможенной оценки, являющийся основой этого соглашения, предусматривает оценку товаров при взимании таможенных платежей на основе суммы, реально уплаченной за импортируемый товар.

Таможенная оценка товаров является основным фактором современной системы таможенных тарифов. Она важна для определения таможенных пошлин как с целью их сбора в доход государства, так и для защиты внутреннего рынка. По своей значимости таможенная оценка стоит в одном ряду с такими аспектами международной торговой деятельности, как статистика международной торговли, квоты и лицензирование, налоги и другие элементы, применяемые при импорте товаров, а также при использовании систем преференций.

В идеальном варианте посредством универсального применения системы таможенной оценки импортируемые товары должны одинаково оформляться во всех таможенных организациях мира.

Одним из важнейших достижений работы постоянного технического комитета стало заключение Киотской конвенции , разработанной в целях упрощения таможенных процедур и содействия развитию международной торговли. В свое время соблюдение норм, содержащихся в Киотской конвенции, представлялось неотъемлемым условием для вступления России в ВТО. Включение положений Киотской конвенции в правовую систему нашей страны повлекло за собой необходимость переработки всего массива российского таможенного законодательства, а также внесения изменений в иные законодательные акты. Киотская конвенция состоит из Протокола об изменении этой Конвенции, текста Конвенции, Генерального и Специальных приложений. Генеральное приложение состоит из Стандартных правил и Стандартных правил с переходным сроком. В Генеральном приложении содержатся базовые принципы и подходы к таможенному регулированию. Его положения относятся ко всем институтам таможенного дела. В целом, действующий ТК ТС, как было отмечено выше, базируется на принципах Киотской конвенции, хотя в законодательстве по-прежнему сохраняются некоторые несоответствия.

Киотская конвенция включает в себя несколько основополагающих принципов современного таможенного права, таких как: прозрачность и предсказуемость операций по таможенному контролю; стандартизация и упрощение товарных деклараций и сопровождающих документов; упрощенные процедуры для уполномоченных операторов; максимальное использование информационных технологий; минимально необходимый таможенный контроль при соблюдении таможенных правил; применение процедур таможенного контроля, основанных на анализе рисков и аудите; проведение совместных операций с участием других пограничных служб; партнерство с частным сектором.

Кроме того, Конвенция предусматривает действенные меры по упрощению процедур торговли и эффективному контролю, а также содержит новые обязательные требования по их внедрению.

Необходимо отметить, однако, что безусловное и скороспешное включение норм Киотской конвенции в действующую систему, как российского законодательства, так и законодательства Таможенного союза, может привести к возникновению труднопреодолимых коллизий. Так, в рамках Киотской конвенции допускается урегулирование таможенных отношений посредством административного способа, построенного на "основе компромисса". Этот способ, как известно, применяется при условии согласия заинтересованного лица. Важно отметить, что подобного рода согласия не требует в качестве предварительного условия признания вины таким лицом. Однако действующее в России административное, уголовное законодательство не допускает возможности урегулирования таможенного правонарушения па компромиссной основе.

Хочется надеяться, что предусмотренный Киотской конвенцией значительный срок, в течение которого стране-участнице необходимо будет внести изменения в национальное законодательство , будет использован Российской Федерацией и другими государствами – участниками Таможенного союза по назначению.

Унификации в рамках международного таможенного права была подвергнута наиболее часто применяемая процедура – международный транзит товаров.

С этой целью была принята Конвенция МДП 1975 г. (с поправками 1997 г.) , главными целями которой являются: содействие облегчению международной перевозки грузов дорожными транспортными средствами; улучшение условий перевозок; упрощение и гармонизация административных, в частности, пограничных формальностей в области международных перевозок.

Конвенция регулирует процесс перевозки грузов от таможни места отправления до таможни места назначения ее государств-участников. При этом обязательным требованием является то, чтобы какая-то часть перевозок осуществлялась автомобильным транспортом.

В промежуточных таможнях грузы, перевозимые с соблюдением особой процедуры МДП, освобождаются от уплаты или депозита ввозных или вывозных таможенных пошлин и, как правило, от таможенного досмотра. Наличие одного сопроводительного документа – книжки МДП – упрощает пограничные операции, что существенно снижает транспортные расходы, главным образом, за счет задержек в пути.

Временный ввоз товаров и транспортных средств – другая часто применяемая процедура – также была подвергнута унификации. Таможенная конвенция АТА для временного ввоза товаров (Конвенция АТА) была принята 06.12.1961 г. Данная Конвенция является ведущей среди других конвенций, посвященных вопросам временного ввоза. В ней нашли отражение такие важные моменты, как порядок взыскания таможенных пошлин специфическое документационное оформление временного ввоза. В целом, функционирование системы АТА обеспечивается с помощью международных гарантий.

Карнет АТА представляет собой таможенный документ установленного образца для временного ввоза товаров. Конвенцией АТА установлены права и обязанности управомоченных ассоциаций, которые выдают карнеты и вносят в национальные таможенные органы обеспечение, необходимое для временного беспошлинного ввоза товаров. Например, в Российской Федерации функции такой управомоченной ассоциации выполняет Торгово-промышленная палата РФ. Ее гарантом перед Международным бюро торговых палат выступает Внешторгбанк России. Общий контроль за выполнением условий Конвенции АТА осуществляет ФТС России (см. приказ ФТС России от 28.12.2012 № 2675 "Об утверждении Методических рекомендаций о применении карнета АТА").

Назначение Конвенции АТА состоит в том, что она позволяет использовать Карнет АТА как универсальный таможенный документ вместо национальных таможенных документов и в качестве обеспечения ввозных таможенных пошлин во всех случаях, когда товары ввозятся временно и беспошлинно или транспортируются транзитом в связи с их временным вывозом.

Аналогичная Конвенции АТА – Конвенция о временном ввозе товаров (Стамбульская конвенция) была принята 26.06.1990 с целью обеспечения временного ввоза товаров, включая транспортные средства, о которых речь идет в приложениях к этому документу. Временный ввоз разрешен при полном освобождении от уплаты ввозных пошлин и сборов и без применения ограничительных мер.

Как Конвенция о карнете АТА, гак и Конвенция о временном ввозе (Стамбульская конвенция) являются инструментами Всемирной таможенной организации по временному ввозу товаров. Наличие только одного документа – карнета АТА – позволяет свободно перемещать товары через таможенные границы и осуществлять временный ввоз товаров на таможенную территорию, освобождая при этом товары от уплаты налогов и пошлин.

Стамбульская конвенция унифицировала все существующие положения по временному ввозу товаров и тем самым заложила прочную основу для осуществления тех направлений ВЭД, которые непосредственно связаны с такой таможенной процедурой, как временный ввоз.

Следует упомянуть еще две конвенции, связанные с таможенной сферой: Женевскую Таможенную конвенцию, касающуюся контейнеров от 02.12.1972 г. и подписанную с целью повышения эффективности борьба с таможенными правонарушениями, координации усилий таможенных и правоохранительных органов разных стран в этой сфере Конвенцию о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (Конвенцию Найроби) от 09.06.1977. Благодаря Конвенции Найроби, у ее государств-участников появилась возможность как на многосторонней, так и на двусторонней основах сотрудничать в деле защиты национальной экономики, культурных и нравственных ценностей. В этих целях государства-участники поддерживают прямые контакты между таможенными службами.

Представляется, что к источникам таможенного права следует отнести, так называемые, нормы "мягкого права" , которые имеют рекомендательный характер и отличаются повышенной гибкостью. Такие нормы могут приспосабливаться как к особенностям регулируемых отношений, так и к субъектам, участвующим в этих отношениях. Примером нормы "мягкого права" является Декларация Аруша о профессиональной этике (другое название – Арушская декларация о честности в таможне), принятая в 1993 г. и пересмотренная в 2003 г. Данный документ носит необязательный характер и представляет собой ряд основных положений, направленных на борьбу с коррупцией в таможенной сфере. Для предотвращения указанного негативного явления и повышения уровня честности в таможенных органах предлагается придерживаться следующих стандартов деятельности: минимальное административное регулирование, прозрачность действий и принимаемых решений, автоматизация таможенного дела, стратегическое разделение, ротация и перемещение персонала, персональная ответственность и подотчетность, специальные процедуры по набору персонала, высокий моральный дух и организационная культура, развитие аудита и систем внутреннего расследования, принятие специального Кодекса поведения, перманентное профессиональное обучение, адекватное вознаграждение за труд, формирование специальных отношений с брокерами и отраслевыми представителями.

В 2003 г. Декларация Аруша была обновлена в ходе 101/102 Сессии Совета по таможенному сотрудничеству. Следует отметить, что в соответствии с обновленной Декларацией Аруша основная ответственность за предотвращение коррупции должна лежать на главе и исполнительном руководстве Таможенной администрации. В Декларации специально подчеркивается необходимость борьбы против коррупции на самом высоком государственном уровне, отмечается также, что борьба с коррупцией не должна носить кратковременного и спорадического характера, а должна быть системной и долговременной.

К нормам "мягкого права" следует также отнести Декларацию ООН против коррупции и взяток в международных коммерческих сделках, принятая резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи от 31.10.2003.

Коррупция является одной из злободневных проблем современной России. Большинство россиян вынуждено давать взятки проверяющим или регистрирующим органам. При этом многие нормативные правовые документы, принимаемые Правительством РФ и местными органами самоуправления, только способствуют развитию коррупции. Несмотря на все заявления высших должностных лиц, органов внутренних дел, таможенных органов эффективность борьбы с коррупцией в Российской Федерации остается на очень низком уровне. В этой связи указанные выше нормы "мягкого права" заслуживают пристального исследования и изучения.

  • Конвенция вступила в силу 21.05.1980. В ней участвуют около 40 государств. Конвенция вступила в силу для Российской Федерации с 13.03.1995.
  • 9. Система таможенных органов рф.
  • 10. Функции таможенных органов.
  • 11. Таможенные правонарушения.
  • 12. Страна происхождения товара (понятие, назначение, порядок определения).
  • 13. Таможенные операции и таможенное процедуры (понятие, виды, соотношение).
  • 14. Понятие, содержание и общий порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств.
  • 15. Упрощенные процедуры таможенного оформления товаров.
  • 16. Понятие, содержание и сроки таможенного декларирования товаров и транспортных средств.
  • 17. Формы таможенного декларирования и порядок их применения.
  • 18. Понятие и статус таможенного брокера.
  • 19. Понятие и статус таможенного перевозчика.
  • 20. Понятие и статус владельца склада временного хранения.
  • 21. Понятие и статус владельца таможенного склада.
  • 22. Прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию рф и порядок убытия за ее пределы.
  • 23. Понятие и классификация документов, необходимых для таможенных целей.
  • 24. Таможенный контроль товаров и транспортных средств (начало, периоды, завершение). Таможенный контроль товаров выпущенных для свободного обращения.
  • 25. Формы таможенного контроля и критерии их применения.
  • 26. Способы производства таможенного контроля (экспертиза, идентификация, применение технических средств).
  • 27. Таможенный контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
  • 28. Основания и порядок проведения личного досмотра. Участники личного досмотра.
  • 29. Понятие и статус зон таможенного контроля. Виды зон таможенного контроля.
  • 30. Общий порядок исчисления таможенных платежей, формы и валюта уплаты.
  • 31. Сроки уплаты таможенных платежей и порядок их изменения.
  • 32. Возникновение, исполнение и прекращение обязанности по уплате таможенных платежей. При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает:
  • 33. Понятие таможенной пошлины, виды ставок и содержание таможенного тарифа рф.
  • 34. Понятие, виды и порядок предоставления льгот по таможенным платежам.
  • 35. Содержание и виды льгот по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров и транспортных средств.
  • 36. Понятие, виды и правовой статус плательщиков таможенных платежей. Добросовестные и недобросовестные приобретатели товаров, ввезенных в рф с нарушением таможенных правил.
  • 37. Взыскание таможенных платежей и порядок возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм.
  • 38. Обеспечение уплаты таможенных платежей (основания применения, способы и размер обеспечения).
  • 39. Понятие, содержание и особенности применения таможенных режимов выпуска для внутреннего потребления и экспорта.
  • 40. Понятие и содержание международного таможенного транзит. Международный таможенный транзит отдельных видов товаров.
  • 41. Таможенные режимы переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления: общие и отличительные характеристики.
  • 42. Понятие и порядок применения режима таможенного склада.
  • 43. Таможенная стоимость товаров: (назначение, методы определения, порядок заявления и контроля).
  • 44. Выпуск товаров и его применение в таможенном регулировании.
  • 46. Таможенный режим переработки вне таможенной территории: понятие и порядок применения.
  • 47. Таможенный режим временного ввоза и временного вывоза: общие и отличительные характеристики.
  • 48. Таможенные режимы реимпорта и реэкспорта товаров: понятие, назначение, требования.
  • 49. Правовой статус специалиста по таможенному оформлению. Порядок получения квалификационного аттестата и основания его аннулирования.
  • 50. Таможенный режим уничтожения: понятие, порядок заявления, требования.
  • 51. Таможенный режим отказа в пользу государства: понятие, порядок заявления, требования.
  • 52. Таможенный режим беспошлинной торговли: понятие, порядок применения, требования.
  • 53. Таможенный режим перемещения припасов и специальные таможенные режимы (понятие и содержание режимов).
  • 54. Таможенное оформление и контроль товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях.
  • 55. Перемещение физическими лицами через таможенную границу рф товаров и наличной валюты.
  • 56. Перемещение физическими лицами через таможенную границу рф транспортных средств.
  • 59. Способы таможенного декларирования товаров участниками вэд (предварительное, периодическое, неполное и др.). Предварительное декларирование товаров
  • Периодическое временное декларирование российских товаров
  • 60. Таможенное декларирование товаров в электронной форме.
  • 1. Таможенное регулирование и таможенное дело в рф.

    В соответствии с Конституцией Российской Федерации таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации и заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (далее - таможенная граница).

    Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

    Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

    Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обеспечивает непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела и единообразие применения таможенного законодательства Российской Федерации всеми таможенными органами на территории Российской Федерации.

    Российская Федерация участвует в международном сотрудничестве в области таможенного регулирования в целях гармонизации и унификации законодательства Российской Федерации с нормами международного права и с общепринятой международной практикой.

    2. Таможенное право: понятие и сущность.

    Таможенное право – отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

    Таможенное право регулирует таможенное оформление, таможенные тарифы, специальные таможенные процедуры, платежи, контроль, ответственность в таможенной сфере. Данная отрасль права является комплексной отраслью, так как включает в себя положения многих правовых отраслей: конституционного, административного, гражданского, финансового, налогового, уголовного, международного.

    Среди российских юристов нет единого мнения о месте таможенного права в единой правовой системе.

    Таможенный кодекс РФ регулирует отношения в области таможенного дела, в том числе отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий таможенных органов и их должностных лиц, а также отношения по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей.

    Действует таможенный кодекс принятый Гос. Думой 25 апреля 2003года, одобрен советом федерации 14 мая 2003 года.

    3. Таможенно-правовая терминология и ее значение.

    ТАМОЖЕННАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ - совокупность профессиональных терминов, употребляемых в правовых актах, регулирующих порядок управления таможенным делом, а также в процессе практической реализации таких актов.

    Товары - любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства.

    Российские товары - товары, имеющие для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории РФ, то есть не вывезенные с таможенной территории РФ товары, полностью произведенные в РФ, товары, выпущенные для свободного обращения на таможенной территории РФ, и товары, изготовленные в РФ из товаров, полностью произведенных или выпущенных для свободного обращения на таможенной территории РФ;

    Иностранные товары - товары, не являющиеся российскими товарами.

    Товары, находящиеся под таможенным контролем - иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию РФ, до их выпуска для свободного обращения, фактического пересечения ими таможенной границы при вывозе или до их уничтожения, а также российские товары при их вывозе с таможенной территории РФ до фактического пересечения таможенной границы;

    Транспортные средства - любые морское (речное) судно, судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами;

    Статус товаров и транспортных средств для таможенных целей - наличие или отсутствие запретов и ограничений на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами.

    Перемещение через таможенную границу товаров и (или) транспортных средств - совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств любым способом.

    Ввоз товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию РФ - фактическое пересечение товарами и (или) транспортными средствами таможенной границы.Вывоз товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории РФ - подача таможенной декларации или совершение действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и (или) транспортных средств, а также все последующие действия с товарами и (или) транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы.

    Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу - совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств с нарушением порядка.

    Таможенные органы - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и подчиненные ему таможенные органы РФ.

    Лица - юридические и физические лица.

    Российские лица - юридические лица с местонахождением в РФ, созданные в соответствии с законодательством РФ, а также физические лица, постоянно проживающие в РФ, в том числе зарегистрированные на территории РФ в качестве индивидуальных предпринимателей.Декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.Перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу и (или) перевозку товаров под таможенным контролем в пределах таможенной территории РФ или являющееся ответственным за использование транспортных средств.

    Таможенный брокер - посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции.

    Заинтересованные лица - лица, интересы которых затрагиваются решениями, действиями таможенных органов в отношении товаров и (или) транспортных средств непосредственно и индивидуально.Таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ.

    Таможенные операции - отдельные действия в отношении товаров и транспортных средств, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии при таможенном оформлении товаров и транспортных средств.Таможенная процедура - совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей.

    Таможенный режим - таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории РФ либо за ее пределами.

    Выпуск товаров - действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с таможенным режимом.

    Свободное обращение - оборот товаров на таможенной территории РФ без запретов и ограничений, предусмотренных таможенным законодательством РФ.

    Налоги - налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

    Внутренние налоги - налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при обороте товаров на территории РФ.

    Таможенная декларация - документ по установленной форме, в котором указываются сведения, необходимые для представления в таможенный орган.

    Транспортные документы - коносамент, накладная или иные документы, подтверждающие наличие и содержание договора перевозки товаров и сопровождающие товары и транспортные средства при международных перевозках.

    Коммерческие документы - счет-фактура, отгрузочные и упаковочные листы и иные документы, которые используются в соответствии с международными договорами РФ, законодательством РФ или обычаями делового оборота при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности и которые в силу закона, соглашения сторон или обычаев делового оборота используются для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу.

    Таможенные документы - документы, составляемые исключительно для таможенных целей.

    1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1.1. Таможенное право как комплексная отрасль российского права. Предмет таможенного права

    Таможенное право – комплексная отрасль российского права, регулирующая отношения в области таможенного дела, в том числе отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, а также отношения по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей. Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

    Помимо правовых норм таможенного законодательства, таможенные правоотношения регулируются нормами конституционного, международного, административного, налогового, финансового права.

    Таможенное право подразделяется на Общую и Особенную части.

    Общая часть включает в себя такие правовые институты, как понятие и источники таможенного права, основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, понятие таможенного органа и др.

    К Особенной части относятся такие подотрасли таможенного права, как таможенные режимы, таможенное оформление, таможенные платежи и др.

    Предметом таможенного права являются таможенные правоотношения. Таможенное правоотношение – это общественное отношение, возникающее в связи с реализацией субъектами таможенного права своих прав и обязанностей в сфере таможенного дела.

    Предметом таможенных правоотношений является:

    транспортное средство.

    Товар – любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств – членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.

    Товары для личного пользования – товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях либо иным способом.

    Товары Таможенного союза – находящиеся на таможенной территории Таможенного союза товары:

    полностью произведенные на территориях государств – членов Таможенного союза;

    ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза и приобретшие статус товаров Таможенного союза;

    изготовленные на территориях государств – членов Таможенного союза из полностью произведенных на территориях государств – членов Таможенного союза и ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза и (или) иностранных товаров.

    Транспортные средства – категория товаров, включающая любое водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство (железнодорожный подвижной состав, единица железнодорожного подвижного состава) или контейнер с предусмотренными для них техническими паспортами или техническими формулярами запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами.

    Транспортные средства международной перевозки – транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза или вывозимые за ее пределы в целях начала и (или) завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования.

    Субъектами таможенных правоотношений являются таможенные органы, должностные лица таможенных органов, юридические и физические лица, декларант, таможенный перевозчик, таможенный брокер, специалист по таможенному оформлению, владелец таможенного склада, владелец склада временного хранения, заинтересованные лица.

    Объектом таможенных правоотношений является деятельность субъектов таможенного права по реализации прав и обязанностей в сфере таможенного дела.

    1.2. Понятие и правовой режим таможенной территории Таможенного союза и таможенной границы Таможенного союза

    Таможенный союз – форма торгово-экономической интеграции Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами, происходящими с единой таможенной территории, а также происходящими из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на этой таможенной территории, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом члены Таможенного союза применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

    С момента создания единой таможенной территории члены Таможенного союза не применяют во взаимной торговле таможенные пошлины, количественные ограничения и эквивалентные им меры. Члены Таможенного союза могут применять во взаимной торговле специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, а также запреты и ограничения импорта или экспорта, необходимые для защиты общественной морали, жизни или здоровья человека, животных и растений, охраны окружающей природной среды и защиты культурных ценностей, при условии, что такие запреты и ограничения не являются средством неоправданной дискриминации или скрытым ограничением торговли.

    С момента создания единой таможенной территории режим в отношении таможенных пошлин и сборов, взимаемых в связи с импортом или экспортом товаров, методов взимания таких пошлин и сборов, правил и административных процедур, применяемых в связи с импортом или экспортом товаров, который каждый из членов Таможенного союза предоставляет любой третьей стране на основе международного договора или фактически, не может быть более благоприятным, чем режим, который члены Таможенного союза предоставляют другим членам Таможенного союза.

    Единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств – членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства – члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией. Пределы таможенной территории Таможенного союза являются таможенной границей Таможенного союза.

    В соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза таможенной границей могут являться пределы отдельных территорий, находящихся на территориях государств – членов Таможенного союза.

    1.3. Таможенное регулирование и таможенное дело

    Таможенное регулирование в Таможенном союзе – правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами. Таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза, – в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза.

    Перемещение любого груза через таможню Российской Федерации - это сложный процесс, сопровождаемый рядом сложных действий, включая декларирование товара, который вывозится или ввозится на ее территорию. Этот процесс может сопровождаться большим количеством проблем, не знание тонкостей которых, требует привлечения юристов по таможенным вопросам.

    Каждый шаг по оформлению перемещения груза через таможню - это отдельная процедура, тщательно прописанная в основном законодательном акте, регулирующем данную отрасль - Таможенном кодексе РФ от 28.06.2003 № 61-ФЗ, а также других нормативных документах.

    В свою очередь, все вопросы, связанные с пересечением грузом российской границы, как раз и охватываются сферой действия таможенного права. По причине сложности данных норм и неоднозначности их толкования, в нашей стране на этапе их реализации проблемы у частных лиц возникают практически на каждом шагу. Вот лишь некоторые из них, с которыми чаще всего обращаются к нашим юристам по таможенному праву:

    • Необоснованная корректировка таможенной стоимости со стороны субъекта властных полномочий
    • Незаконные требования по уплате таможенных платежей
    • Возбуждение уголовных тел в таможенной сфере
    • Необоснованные требования внести изменения в таможенные декларации
    • Административные правонарушения в таможенной сфере

    Почему лучше обратиться к юристам

    Все, кто хоть раз сталкивался с перемещением товаров через границу Российской Федерации, хорошо знают, к чему может привести задержка, связанная с растаможиванием груза. Более того, законодательство по данному вопросу очень запутанное и часто меняется. Поэтому для того, чтобы быстро и эффективно справляться со всеми ситуациями, возникающими на таможне, лучше всего привлекать юриста по таможенному праву, который каждый день имеет дело с данными вопросами и отслеживает все изменения в этой отрасли права.

    Например, для некоторых видов товаров, в зависимости от кода ТН ВЭД, необходимо подтверждать их целевое назначение согласно Таможенному тарифу РФ. Его можно получить, в частности, в Россельхознадзоре, Минтрансе, Минпромэнерго и других органах путем подачи необходимой документации в установленном порядке. Чтобы разобраться в таких сложных таможенных вопросах, человеку, не занимающемуся активно юридической практикой, придется потратить много времени. Кроме того, вряд ли он сможет завершить всю процедуру без ошибок, которые обернутся ему лишь массой ненужных дополнительных трудностей.

    Поэтому обращение за бесплатной юридической консультацией может сэкономить массу времени, усилий и денег, ведь квалифицированный юрист по таможенным вопросам сразу сориентирует вас в нужном направлении деятельности и подскажет, каких подводных камней следует избегать в первую очередь.

    Юристы по таможенному праву обладают высокой компетенцией и многолетним практическим опытом, чтобы защитить ваши права и законные интересы и предоставить необходимую помощь с таможенным оформлением того или иного груза, а также предупредить расторжение соглашений и споры в судах, связанные невыполнением или просрочкой выполнения условий договора.

    Услуги компании «Юрист-эксперт 24»:

    • Бесплатные юридические консультации юристов по таможенным вопросам.
    • Представление интересов клиента в делах об административных правонарушениях, в частности, согласно статьей 16.1, 16.2 и прочих статьей главы 16 Кодекса РФ об административных правонарушениях
    • Обжалование требований таможенного органа об уплате платежей
    • Обжалование решений таможенного органа о классификации
    • Проведение мероприятий по досудебному порядку урегулирования таможенных споров
    • Помощь юриста по таможенному праву с возвратом уплаченных таможенных платежей в судебном порядке
    • Защита интересов клиентов по уголовным делам, связанных с нарушением таможенных норм
    • Обжалование решений таможенного органа о корректировке таможенной стоимости

    Юристы по таможенным вопросам - профессионалы своего дела и готовы помочь вам решить проблему любой сложности. Для этого вам следует лишь набрать наш номер и получить бесплатную профессиональную консультацию практикующего юриста по таможенным вопросам - будьте уверены, решение ситуации будет именно в вашу пользу.

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное