Домой Экономика Первая всемирная выставка в париже. История Всемирных выставок (Много фото)

Первая всемирная выставка в париже. История Всемирных выставок (Много фото)

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 26 (355). Филология. Искусствоведение. Вып. 93. С. 157-162.

К. А. Симчук

ВСЕМИРНЫЕ ВЫСТАВКИ ПАРИЖА XIX ВЕКА: ГРАДООБРАЗУЮЩАЯ РОЛЬ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Рассматриваются пять Всемирных выставок, проводившихся в Париже во второй половине XIX в.: в 1855, 1867, 1878, 1889 гг., а также крупнейшая выставка 1900 г. Все они имели огромное общественное значение для культурной и экономической жизни Франции, а также сыграли большую градообразующую роль на момент их проведения и на последующие десятилетия.

Ключевые слова: всемирные выставки, градообразование, стиль, эклектика, модерн.

В настоящей статье мы затрагиваем очень важную роль Парижских выставок в формировании современного облика города и в поиске новых архитектурных стилей.

Громадное число экспонатов (для размещения и удобного осмотра которых требовалось обширное, хорошо освещенное внутреннее пространство), большой поток посетителей, необходимость быстрого строительства и демонтажа павильонов приводили к поискам новых архитектурных форм и технических приемов.

Для павильонов Всемирных выставок второй половины XIX в. характерен разрыв между новаторским инженерным решением сооружений, в которых использовались металл, стекло, железобетон, усовершенствованные металлические каркасные конструкции, позволившие резко увеличить пролет перекрытий (до 110 м в «Галерее машин» архитектора Ф. Л. Дютера на парижской выставке 1889 г.), и фасадами дворцового типа, выдержанными в исторических архитектурных стилях, а чаще - покрытыми пышным эклектическим декором.

В 1855 г. была проведена Всемирная выставка трудов промышленности, сельского хозяйства и изящных искусств, ставшая второй по счету всемирной выставкой и первой проведенной в Париже. Павильоны 34 стран занимали территорию в 16 га. Подсчитано, что выставку посетило свыше 5 миллионов человек.

Выставка проходила на треугольнике, ограниченном Елисейскими Полями, набережной Кур де ла Рен и авеню Монтань, с 15 мая по 15 ноября 1855 г. (рис. 1). Проводившаяся под патронажем принца Наполеона выставка была призвана превзойти по размаху свою лондонскую предшественницу, проходившую в лондонском Гайд-парке с 1 мая по 15 октября 1851 г. и ставшую вехой в истории промышленной революции.

Наполеон III хотел, чтобы павильоны Всемирной выставки в Париже превзошли Хру-

стальный дворец в Лондоне. В Париже был воздвигнут Дворец индустрии - главный выставочный павильон, расположенный между Сеной и Елисейскими Полями1. Камень использовался только для наружных фасадов в 1 м толщиной и 18 м высотой. Само же здание было сооружено из железа и стекла. Дворец индустрии был 260 м в длину и 105 м в ширину, главный неф - 190 м длиной и 48 м шириной. С четырех сторон он был окружен галереями высотой в два этажа и шириной 30 м. Арочные фермы образовывали пролет в 24 м, что создавало большое выставочное пространство2. Дворец индустрии использовался как главное выставочное здание Парижа вплоть до 1897 г., когда он был разобран и на его месте соорудили Гран Пале в 1900 г.

Дворец индустрии - одно из последних проявлений архитектурно-художественной концепции классицизма в русле начавшейся эклектики. Фасады его были выполнены в стиле неоренес-санса3. Через Дворец индустрии можно было пройти в ротонду «Панорама», и в «Галерею машин», длиной 1200 м и 17 м высотой, расположенную вдоль набережной Сены, идущую от площади Согласия до моста Альма4.

Здание «Галереи машин» использовалось во время всемирных выставок 1855, 1878 и 1889 гг., а также для художественных салонов 1857 и 1897 гг., выставок сельского хозяйства и садоводства, конных конкурсов, общественных праздников и церемоний.

По плану архитектора Э. Лефюэля на авеню Монтань был возведен Дворец искусств. Фасад в форме подковы был выполнен в стиле эпохи Возрождения. Всемирную выставку, проходившую с 1 апреля по 31 октября 1867 г. посетило более 10 миллионов человек. Это была вторая Всемирная выставка, проводившаяся в Париже, и седьмая по счету в мире, участие в ней принимала 41 страна.

Рис. 1. Павильоны Всемирной выставки в Париже 1855 г. Территория ограничена авеню Елисейских Полей и набережной Сены

Выставка являла собой кульминацию градостроительного обновления города времени Второй Империи, имела огромное политическое и экономическое значение. Местом для проведения было выбрано Марсово поле, главная площадка для военных парадов в Париже, площадью 48 га, а также остров Бийанкур площадью 21 га, находящийся вниз по течению Сены от бульвара Периферик5.

Главное здание выставки, все из железа и стекла, имело эллиптическую форму огромных размеров: 490*360 м, с открытым садом в центре и наружной галереей машин, покрытой стеклом (рис. 2). Это выставочное здание строили инженер Ж.-Б. Кранц и архитектор Л. Харди.

Рис. 2. Павильоны Всемирной выставки в Париже 1867 г. на Марсовом поле

Возведение Галереи машин, ставшей центром внимания, было доверено юному инженеру по металлическим конструкциям Г. Эйфелю.

Вокруг основного здания в садах, выполненных по задумке инженера Ж. Ш. Альфана и мастера ландшафтного искусства Ж.-П. Б. Де-шампа (главных сподвижников префекта Парижа барона Османа), находилось еще не менее ста небольших национальных и индустриальных павильонов. Территорию было необходимо разровнять и увеличить. Для этого выровняли холм Трокадеро и образовавшуюся землю использовали для создания парка на Марсовом поле6.

Начиная с этой выставки страны-участницы стали размещать свои экспозиции в специально построенных национальных павильонах: каждый посетитель смог увидеть тирольскую деревню, русскую избу, египетский караван-сарай, восточный минарет, турецкие бани, китайский театр, английский коттедж, американское ранчо, голландскую ферму, японский киоск и реконструкцию римских катакомб.

Был построен первый вокзал на Марсовом поле, пути которого доходили до малого кольца вокруг Парижа, что упрощало поставку материала к огромной строительной площадке. Позже вокзал служил для посетителей выставки.

Всемирная выставка 1878 г. была призвана восстановить международный престиж Франции, пошатнувшийся после ее поражения во франко-прусской войне. Выставка привлекла не менее 13 миллионов посетителей, она была значительно больше всех предшествующих, площадь основного здания на Марсовом поле составляла 27 га, и дворец на холме Трокадеро занимал около 22 га (рис. 3). Вокзал на Марсовом поле был увеличен, количество путей возросло до четырех. Мост Йена соединял две части выставки, находящиеся на обоих берегах Сены7.

Рис. 3. Всемирная выставка в Париже 1878 г.

Павильоны занимают территорию Марсова поля и холма Шайо. «Железный дворец» слева, дворец Трокадеро справа

Выставочный комплекс, также называемый «Железный дворец», где были представлены практически все нации, был выстроен на Марсовом поле. По форме это было прямоугольное здание со входами с севера и юга.

Так называемая «Улица Наций», длиной 730 м, была посвящена примерам жилого строительства практически всех европейских стран, некоторых стран Азии, Африки и Америки с типичными фасадами домов стран-участниц. Эта выставка занимала половину главного здания. С другой стороны находилась экспозиция Франции и ее колоний. В центре здания была выставка, посвященная изобразительному искусству и самому городу Парижу.

На северном берегу Сены архитектор Г. Да-виу и инженер Ж. Бурде выстроили дворец Трокадеро, в архитектуре которого использовались мавританские и нео-византийские мотивы. Дворец был украшен башнями высотой 76 м и фланкирован двумя полукруглыми галереями. В архитектурном решении дворца можно проследить некоторые черты башни Хиральда Севильского собора и итальянских дворцов эпохи Возрождения. Дворец Трокаде-ро служил местом проведения торжественных встреч послов и иностранных принцев. Он располагал залом для торжеств и имел большой концертный зал. Здание дворца простояло до 1937 г.

Инженер Ж.-Ш. Альфан, специалист по садам и устройству фонтанов и водопадов, нес ответственность за организацию открытых пространств.

Всемирная выставка 1889 г. проходила в Париже с 6 мая по 31 октября и была приурочена к столетию взятия Бастилии. Ее посетило более 28 миллионов человек (рис. 4). Инженеру Г. Эйфелю была заказана знаменитая Эйфе-лева башня, которую по окончании выставки предполагалось разобрать. Она в полной мере демонстрировала технический прорыв страны. Площадь выставки составила около 96 га, включая Марсово поле, Трокадеро, набережную Орсе и эспланаду Инвалидов. Ж.-Ш. Аль-фан, был ответственным за проведение этой выставки.

Главным символом выставки стала Эйфеле-ва башня, законченная в 1889 г. и служившая входом на выставку. Башня была выстроена из кованого железа. Посетителям выставки разрешалось подниматься на второй ярус даже во время строительства башни.

«Галерея машин» по значимости не уступала Эйфелевой башне. Галерея была спроектирована архитектором Ф. Дютером и инженером В. Контаменом. Она служила выставочным павильоном и на выставке 1900 г., пока не была разобрана в 1910 г. Галерея в 110 м шириной и 420 м длиной вызвала настоящий фурор, на тот момент она представляла собой самое большое крытое помещение в мире. Она была сооружена из сварочного железа, а не литой стали, как планировалось вначале, что вызвало оживленную дискуссию о практических и художественных свойствах этих материалов.

На Марсовом поле был также сооружен Дворец Изящных и Свободных искусств архитектором Ж. К. Формиже.

Дворец промышленности был построен Ж. Буваром, в центре был возведен большой купол, и это здание первым во время выставки было освещено электричеством8. Дворец войны находился на эспланаде Инвалидов, его фасад был 150 м длиной с портиком в виде триумфальной арки в центре.

Фасад русского павильона воспроизводил самые красивые памятники русско-византийской архитектуры Москвы: Теремного дворца, башен собора Василия Блаженного, колокольни Ивана Грозного, Сухаревской башни. Вход в павильон был стилизован под одни из Кремлевских ворот.

Всемирная выставка 1889 г. была интересна и с точки зрения последних промышленных разработок, и с точки зрения архитектурных форм.

ставочная площадь в 216 га была разделена на две зоны: 112 га на Марсовом поле и холме Трокадеро, эспланада Инвалидов и проезд Кур ля Рен вдоль Сены, недалеко от площади Согласия; 104 га в Венсенском лесу, где проводилась выставка сельского хозяйства и устраивались различные спортивные состязания (рис. 5). Выставка 1900 г. занимала площадь, превышающую площадь первой Парижской выставки 1855 г. в 10 раз. Ее посетило свыше 50 миллионов человек (мировой рекорд того времени) и принесла французской казне доход в 7 миллионов франков.

Рис. 5. План Всемирной выставки в Париже 1900 г. Территория холма Шайо и Марсова поля (справа), эспланады Инвалидов и Большого и Малого дворцов (слева)

Специально к выставке было сооружено большое количество объектов. Были выстроены новые вокзалы: Орсе, Лионский, Инвалидов9. 19 июля открылась первая линии парижского метро, входы на станции были выполнены Э. Ги-маром. Во время выставки работала троллейбусная сеть и электрическая железная дорога.

Были выстроены новые и расширены уже существующие мосты, чтобы облегчить посетителям передвижение по выставке, при этом не нарушая обычную жизнь города. Был построен одноарочный мост Александра III, перекинутый через Сену между Домом Инвалидов и Елисейскими Полями. Мост был заложен в ознаменование Франко-русского союза императором Николаем II в октябре 1896 г. и возведен за четыре года. Мост Йена был расширен на время выставки; выстроен новый пешеходный мост Дебийи; мост Альма был дублирован временным металлическим мостиком на время выставки, а под мостом Инвалидов был сооружен еще один проход.

Возникли новые площади и перекрестки: созданы площадь Альма и площадь на соединении авеню Боске и Рапп, проложены авеню

д"Антен к северу от площади Оперы и бульвар Тур-Мобур вдоль эспланады Инвалидов, движение по набережным Дебийи и Орсе было организовано в туннелях.

По проекту Р.-Ф. Мельцера был построен павильон русских окраин, повторяющий архитектуру Московского и Казанского Кремлей. Рядом была отстроена Кустарная улица с типичными русскими барскими хоромами, избами и сельской деревянной церковью. Возле Эйфелевой башни разместился Алкогольный павильон, где действовала установка по ректификации спирта и продавались сувенирные бутылочки с русской водкой.

Монументальные ворота, выстроенные архитектором Р. Бине, как триумфальный въезд на выставку со стороны площади Согласия, служили также местом приобретения билетов. Ворота состояли из купола и трех арок, под которыми располагались 56 касс для желающих посетить выставку.

«Здание, посвященное Республикой славе французского искусства» - вот что можно прочесть на одном из фронтонов Большого дворца изящных искусств. Большой дворец был выстроен группой архитекторов: А. Дегланом, А. Луве, А. Тома и Ч. Жиро. Здание строилось для выставки скульптур, конных- и мотошоу10 (рис. 6).

Рис. 6. Мост Александра III, Большой и Малый дворцы (слева и справа соответственно)

В архитектуре здания соединялись традиционные и современные элементы. Снаружи оно напоминало постройки в стиле нео-барокко, новый стиль здесь проявил себя преимущественно в металлодекоре. Выглядевший достаточно тяжеловесно снаружи, Большой дворец благодаря перекрытиям из железа и стекла казался воздушным и легким внутри. В 1925 г. Большой дворец был одной из площадок проведения Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств.

Малый дворец был выстроен архитектором Ч. Жиро в стиле ар-нуво для выставки французского искусства, но получил известность в первую очередь благодаря общему проекту и металлоконструкциям. Как и в Большом дворце, здесь были соединены стили нео-барокко и модерн. Ионические колонны, большой входной портал и купол перекликались с собором Инвалидов, расположенным с другой стороны Сены.

Подводя итоги, можно сказать, что в середине XIX в. современные конструктивные материалы впервые начинают играть ту художественную роль, которая ранее отводилась только каменной кладке и дереву. Постройка вокзалов позволила Парижу принимать миллионы гостей во время Всемирных выставок 1855, 1867, 1878, 1889 и 1900 гг.

Павильоны и сооружения Всемирных выставок сами стали экспонатами, демонстрирующими достижения архитектуры и строительной техники (например, Галерея машин 1855 г., Эйфелева башня 1889 г.), а также оформительского искусства, нередко определяя основные тенденции их развития на многие годы вперед. К выставкам строились не только вокзалы, но возводились и новые мосты через Сену - Альма, Берси, Националь, мост Александра III, прокладывались новые улицы. Некоторые сооружения, созданные для Всемирных выставок, сохранились до наших дней и являются значимыми градостроительными элементами Парижа. Такие как Эйфелева башня, дворец Трокадеро (выстроенный позже рассматриваемого нами периода, но на месте дворца Шайо), Большой и Малый дворцы на Елисейских Полях и некоторые др.

Примечания

2 Cm.: Lemaistre Felix. Paris en miniature. Guide pittoresque du voyageur suivid"une description du palais de l"Industrie, ed.Garnier frères, 1856. P. 56.

3 Cm.: Gaillard Marc. Paris, Les Expositions Universelles de 1855 à 1937, Paris: Les Presses Franciliennes, 2003. P.42-43.

4 Cm.: Robin Charles. Op. cit.P. 21-22.

5 Cm.: Gaillard Marc. Op. cit. P. 51-52.

6 Cm.: Miltoun Francis Royal palaces and parks of France, L.C. Page and Co, 191. P. 84.

7 Cm.: Bowie Karen. Op. cit. P. 110-112.

8 Cm.: Aimone Linda et Olmo Carlo. Les Expositions Universelles 1851-1900, Belin, 1993 édi-tionoriginale: Le EsposizioniUniversali, 18511900, Umberto Allemandi& C., 1990. P. 63-65.

9 Cm.: Bowie Karen. Op. cit. P. 90.

10 Cm.: Chemetov P., et Marrey B. Architectures. Paris 1848-1914. Paris, 1980. P. 96-97.

1 См.: Robin Charles. Histoire illustrée de l"Expositionuniverselle, ed. Furne, 1855. P. 12-14.

В XIX в. в Париже было проведено пять Всемирных выставок: в 1855, 1867,1878,1889 и 1900 гг. А в XX в. - всего одна, в 1937 г. Частично такой спад можно было объяснить Первой мировой войной и ее последствиями.

Всемирные выставки были прежде всего витриной промышленных возможностей каждой нации и все более ускорявшегося технического прогресса, к которому приобщалась и широкая публика. Во Франции придавалось большое внимание этим событиям, ведь здесь страна могла продемонстрировать, на зависть окружающим, все свои самые передовые творческие и научные достижения, а также качественную продукцию товаров для роскошной жизни. Столица же получила от выставок богатое и впечатляющее архитектурное наследие, вокруг которого стали образовываться самые красивые кварталы.

Выставки 1855 и 1867 гг.

Всемирные выставки в Париже времен Второй империи соревновались в смелости с той, что проходила в Хрустальном дворце в Лондоне в 1851 г. Эти выставки начали эру больших залов с металлическими перекрытиями, освещавшихся стеклянными люстрами. Таким был, например, дворец Индустрии. Выставки поспособствовали развитию строительства на Правом берегу, в районе Триумфальной арки. Наконец, огромный поток туристов хлынул в столицу и ускорил строительство новых гостиниц.

Выставки 1878 и 1889 гг.

Обе выставки стали гордостью Третьей республики. Выставка 1878 г. стерла болезненные воспоминания от событий 1871 г. А та, что произошла в 1889 г., совпала со столетним юбилеем Французской революции. С урбанистической точки зрения обе выставки способствовали градостроительству на обоих берегах Сены. Город обязан появлением построенного на холме Шайо дворца Трокадеро и Эйфелевой башни. Эта металлическая конструкция, столь критикуемая консерваторами своего времени, была оставлена на своем месте, чтобы стать в глазах всего мира самым популярным памятником Парижа. Благодаря этим двум сооружениям, частью столицы стала и расположенная неподалеку Военная школа, доселе незаметная часть рабочего квартала Гренель.

Всемирная выставка 1900 г.

На смену дворцу Индустрии пришел Большой дворец. Вместе с расположенным напротив Малым дворцом он окаймляет новый триумфальный путь, соединяющий Елисейский дворец с Домом инвалидов, через мост Александра III, который был построен к выставке.

Выставочные проекты впервые перестают быть «готовыми к демонтажу» зданиями. Оба дворца и мост стали демонстрацией нового архитектурного вкуса города, соединившего классический камень, украшенный резьбой с металлическими конструкциями. Сегодня эта архитектура торжествующей промышленной роскоши вроде бы прекрасно уживается с государственными учреждениями на Левом берегу, построенными при Людовике XIV и Людовике XV.

Выставка 1937 г.

Всемирная выставка в Париже получилась странной. Призванная воспевать достижения демократических государств, она поразила павильонами, расположенными напротив друг друга, двух великих тоталитарных держав, Советского Союза и Германии. От этой выставки осталось воспоминание о некоторой социальной напряженности, а также строительство здания в неоклассическом стиле нового дворца Шайо.



Всемирная выставка принесла французской казне доход в 7 миллионов франков. В выставке приняло участие свыше 76 тысяч участников, площадь выставки составила 1,12 км².




На Всемирной выставке 1900 года были впервые представлены публике озвученные фильмы и эскалаторы, а Campbell Soup был награждён золотой медалью (она по сей день изображена на банке супа).



Рудольф Дизель представил на суд посетителей выставки дизельный двигатель, работающий на рапсовом масле.

Выставку в Париже 1900 года посетило около 50 миллионов человек

Были также представлены многие панорамные картины и новые панорамные техники, такие как синеорама, мареорама и Транссибирская железнодорожная панорама.




В центре внимания во Дворце Иллюзий оказался телескоп с диаметром объектива 1,25 м, позволяющий увидеть Луну с расстояния одного метра. Этот телескоп был самым огромным из всех созданных на тот момент. Окуляр телескопа насчитывал 60 м в длину и 1,5 м в диаметре.




А пресса восторженно отзывалась о русском отделе. Золотая медаль выставки специальным комитетом во главе с Густавом Эйфелем была присуждена русскому инженеру Лавру Проскурякову за Красноярский железнодорожный мост. Французская печать дружно отмечала «огромный рост русской промышленности» и «невероятный прогресс» России во всех отраслях искусства и промышленности.


На предыдущих Всемирных выставках Россия была слабо представлена, однако на выставке 1900 года правительство решило продемонстрировать техническую мощь России как можно полнее.


Благодаря особым дружественным отношениям России и Франции, для русского отдела была выделена самая большая экспозиционная площадь — 24 000 м². На участие в выставке Россия потратила 5 226 895 рублей (из них правительство ассигновало 2 226 895, а учреждения и экспоненты 3 000 000 рублей).

На участие в выставке 1900 года Россия потратила 5 226 895 рублей

В работе выставки принимал активное участие Д. И. Менделеев, который был вице-президентом Международного жюри.


Россия на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. - С.-Петербург: Издание И. Шустова, 1900. - 56, 116, 71, 5 с. : ил.; 43.

Россія на Всемірной выставкѣ в Парижѣ въ 1900 г. - С.-Петербургъ: Изданіе И. Шустова, 1900. - 56, 116, 71, 5 с. : ил.; 43.

[Из Введения]

Чтобы определить состояние культуры и прогресса к концу ХІХ-го столетия, правительство Французской республики устроило в Париже, в 1900 году, Всемирную художественную, промышленную и земледельческую выставку, участие в которой, по приглашению Франции, приняли Россия и сорок девять иностранных государств.

По плану Парижа, для выставки, была отведена площадь охватившая 1.080.000 кв. метровъ с предоставлением России 24.000 кв. метров (5.270 кв. сажень).

Выставка заняла собою от площади Согласия (Place de la Concorde) пространство между проспектами Антен (Avenue d’Antin) и Елисейских полей (Avenue des Champs Elysées); площадь Инвалидов (Esplanade des Invalides), набережные Сены от моста Александра III, Трокадеро и Марсово поле (Champs de Mars). Кроме того для подвижного состава железныхъ дорог, предметов для устройства железнодорожного пути и оборудования его, отведено место в Венсенском парке. Здесь же устроены были временные конкурсы по всевозможным видам спорта.

Часть первая

Введение

Россия на Всемирной выставке в Париже в 1900 году

Биографии участников выставки

Россия в группах выставки и в павильоне русских окраин

Часть вторая

Экспоненты

Награды, присужденные экспонентам России на Всемирной выставке в Париже в 1900 году

Алфавитный список экспонентов по участию России на Всемирной выставке в Париже в 1900 году

Примеры страниц






Иллюстрированное описание Всемирной промышленной выставки в Париже, 1867 года. - С.-Петербург: Издание В. Е. Генкеля, 1869. - VI, , 48, 349 с., ил.

Иллюстрированное описаніе Всемірной промышленной выставки въ Парижѣ, 1867 года. - С.-Петербургъ: Изданіе В. Е. Генкеля, 1869. - VI, , 48, 349 с., ил.

ПРЕДИСЛОВИЕ.

Отдавая на суд публики «Иллюстрированное описание Всемирной Выставки в Париже», мы считаем не лишним сказать несколько слов о цели этого предприятия.

В последнее время в обществе зародилось было сомнение относительно пользы вообще всемирных промышленных выставок. Чтобы убедиться в нелепости подобного предположения, достаточно взглянуть на произведения какой бы то ни было страны, выставленные на лондонской всемирной выставке 1862 г., и сравнить их с такими же произведениями парижской всемирной выставки 1867 года. Мы видим, что в последних нет более той топорности отделки, того безвкусия и бессмысленного воспроизведения форм, которыми так отличались многие произведения лондонской выставки. И это, конечно, очень естественно - всемирная промышленная выставка дает возможность как промышленнику, так и работнику сравнить на месте одни и те же предметы, приготовленные в разных странах и по различным способам, оценить качества одних и недостатки других, и вывести таким образом заключение о преимуществах того или другого способа. В самом деле, парижская всемирная выставка 1867 года красноречиво доказала нам всю пользу подобных выставок; она дала нам возможность обозревать различные степени культуры, на которых стоят отдельные народы, и вместе с тем составить себе общее понятие о цивилизации всего земнаго шара. Обозревая предметы парижской выставки, мы могли, некоторым образом, проследить известную часть истории человечества. Так например, рядом с луком и стрелою первобытного человека, мы видели нарезную пушку и игольчатое ружье; рядом с грубыми письменными знаками едва известных народов, выцарапанными, на древесной коре или на пальмовых листьях, - телеграфные аппараты, счетные машины и гигантские книгопечатные станки цивилизованных народов.

К сожалению не все наши промышленники имели возможность лично присутствовать на парижской всемирной выставке. Только немногим счастливцам удалось обозревать выставленные предметы и сделать сравнительную их оценку на месте... Исходя из этой точки зрения и имея в виду поощрение нашей отечественной промышленности, мы приступили к изданию «Иллюстрированного описания», и смеем думать, что оказали этим несомненную услугу нашей промышленности, которая еще сильно нуждается в подобного рода литературных предприятиях. В самом деле, для того, чтобы промышленность наша усовершенствовалась, ей необходим обильный запас хороших образцов, которые она заимствует теперь от иностранцев. Чтобы избавиться от этой рабской зависимости, прежде всего нужно художественное образование промышленников, а в этом отношении много могут помочь хорошие рисунки с сравнительной оценкой их. Мы говорим, конечно, помочь, потому что главное должно быть сделано художественными школами, в учреждении которых Франция и Англия опять-таки далеко опередили нас.

Мы надеемся, что «Иллюстрированное описание парижской всемирной выставки» принесет свою долю пользы в этом отношении. Мы поместили, в виде фельетона, целый ряд очерков, в которых критически старались оценить некоторые существенные отделы выставки и указать на характер и цель самой выставки. Мы даже сделали попытку доказать влияние древней промышленности на современную.

К «Иллюстрированному описанию» приложена еще «Хроника выставки», в которой мы сделали подробную оценку 10-й группы, как более интересной. Кроме того, она заключает в себе статьи более общего содержания, целью которых - представить читателю по возможности разностороннюю и интересную характеристику парижской всемирной промышленной выставки 1867 года.

Художественно-образовательное значение нашего «Иллюстрированного описания» станет ясным для каждого, кто только согласится с тем, что вообще всемирные выставки служат превосходными образовательными школами для рабочих, а не согласиться с этим нельзя, приняв в соображение то влияние, какое оказала последняя всемирная выставка на этих бедных тружеников, в таком громадном количестве стекавшихся на Марсовое поле.

Надо, к сожалению, сознаться, что при всем нашем старании выставить произведения русской художественной промышленности в более выгодном для нее свете, мы все-таки должны были отдать преимущество иностранцам, которые в этом отношении далеко опередили нас.

В «Иллюстрированном описании парижской всемирной выставки» мы старались представить замечательнейшие образцы художественной промышленности каждого отдела и каждой страны, и таким образом составить долговечную картинную галлерею, интересную для всех, кто только принимал какое-либо участие в парижской выставке, или интересовался ею. Наши картинные изображения дают наглядное понятие о художественно-мануфактурных произведениях всех стран, и представляют их в таком же виде, в каком они были представлены на выставке (насколько конечно это вообще возможно в иллюстрациях).

После всего вышесказанного, смеем думать, что предлагая публике эту книгу, мы предлагаем ей труд полезный, добросовестный, который окажет несомненную услугу нашей отечественной промышленности и будет служить настольной книгой для тех промышленников, которые желают вести свое дело согласно современным требованиям.

С.-Петербург.

В. Генкель.

Предисловие.. V

Фельетон: Характер и цели Парижской всемирной выставки 1867 г. ... 1

Стекло, как предмет необходимости и роскоши... 68

Кружева, белье и вышивка...117

Влияние античных произведений на искусство...141

Материалы керамического искусства и скульптуры: глина, камни, мрамор.184

Мебельное и художественное столярное мастерство...228

Ковровое производство, шерстяные, шелковые, бумажные ткани и смешанная пряжа...261

Металлы. - Изделия из золота и серебра. - Драгоценные камни...298

Фарфоровые и гончарные изделия.310

Бронза. - Влияние искусства на промышленность.. 331

Общий взгляд на Парижскую промышленную выставку 1867 г. ..342

Общий вид Марсова поля и всемирной выставки.. 1

Мелочи...4

Мебель и моды (Группы III и IV)..5

Мелочи...8

Обзор X-ой группы. 8

Русские экспоненты, получившие награды на Парижской всемирной выставке 1867 г. 12

Мелочи...-

Обзор X-ой группы (продолжение)..13

Русские экспоненты, получившие награды на Парижской всемирной выставке 1867 г. (продолжение)...-

Мелочи... 16

Обзор X-ой группы (продолжение).17

Русские экспоненты, получившие награды на Парижской всемирной выставке 1867 г. (продолжение).18

Мелочи..19

Обзор X-ой группы (продолжение)...21

Русские экспоненты, получившие награды на Парижской всемирной выставке 1867 г. (продолжение) -

Мелочи..23

Обзор X-ой группы (окончание)..25

Русские экспоненты, получившие награды на Парижской всемирной выставке 1867 г. (продолжение).26

Новое на сайте

>

Самое популярное