Домой Делопроизводство Что такое дополненная реальность? Технология дополненной реальности. Рынок виртуальной и дополненной реальности: перспективы для стартапов с точки зрения инвестора Что лучше: AR или VR

Что такое дополненная реальность? Технология дополненной реальности. Рынок виртуальной и дополненной реальности: перспективы для стартапов с точки зрения инвестора Что лучше: AR или VR

Пожалуй, большинство людей воспринимает сегодня виртуальную и дополненную реальность (Virtual/Augmented Reality) только в контексте сферы развлечений - видеоигры, путеводители, фильмы для взрослых и т. д. Несомненно, развлекательные приложения составят значительную долю рынка VR/AR, но суммарная доля бизнес-приложений, по прогнозу Goldman Sachs, к 2025 г. в итоге окажется больше - порядка 60%. То есть, это никакая не экзотика, а вполне себе «рабочие лошадки», уже сейчас способные значительно улучшить многие бизнес-процессы.

Дополненная реальность возникла на радаре аналитиков Gartner в 2005 г. Тогда они пообещали, что пройдет 5-10 лет, прежде чем эта технология станет мейнстримом, и похоже прогноз сбывается. Первый коммерческий шлем виртуальной реальности Virtuality был разработан еще в 1990-м, но тогда индустрия в целом не была готова к такому прорыву и об этой технологии забыли почти на двадцать лет. На Hype Cycle виртуальная реальность появилась в 2013 г. - сразу в «долине разочарований», а к 2015 стала уже выбираться на «склон просвещения» (Slope of Enlightenment - это когда все уже понимают, о чем речь, но еще не пользуются).

Не извольте сомневаться, обе эти реальности достигнут плато продуктивности, потому что в игру вступили большие вендоры - Google, Samsung, HTC, Sony, Microsoft - они уж точно «продавят» массовый рынок и сейчас дело лишь за бизнес-кейсами и конкретными решениями.

В принципе, технологии VR/AR достигли приемлемого уровня зрелости для использования в продуктиве, поэтому сейчас самое время задуматься об их применении в вашем бизнесе - чтобы успеть «снять сливки». Возможно, дополненная реальность окажет большее влияние на массовый рынок, чем виртуальная - хотя бы потому, что не надо покупать специальный шлем. С другой стороны, Samsung Gear VR за 99 долл. или вообще за 15 долл. Google Cardboard, куда вставляется обычный смартфон, делают виртуальную реальность вполне доступной.

Очень разные, но близкие реальности

Несмотря на то что технически виртуальная и дополненная реальность сильно отличаются, они часто упоминаются в паре. Причиной тому уровень погружения и новизна опыта, получаемого пользователем - в обоих случаях это совершенно новые ощущения, несравнимые с обычным просмотром изображений на экране. Но между ними есть и различия: в дополненной реальности пользователь постоянно остается в контакте с физическим миром, хоть и взаимодействует при этом с виртуальными объектами, а в виртуальной реальности он находится в полностью смоделированном пространстве.

Также есть сценарии, где совместное использование AR и VR дает очень интересный эффект, например, в техобслуживании сложного оборудования (об этом чуть ниже). То есть, эти технологии вполне комплиментарны, даже средства разработки используются часто одни и те же - в основе обоих видов альтернативной реальности лежат движки 3D-моделирования и игровые механики. Самым популярным среди разработчиков сейчас является инструментарий Unity, который захватил 45% мирового рынка полнофункциональных игровых движков, что приблизительно в три раза больше, чем у ближайшего конкурента.

К числу общих черт следует отнести и то, что VR/AR-приложения бурно развиваются прежде всего на мобильных платформах. Для AR мобильность нужна по определению - не катать же за собой на тележке целый компьютер, чтобы исследовать реальный мир. Для качественной работы VR-приложения пока предпочтительнее вариант, когда шлем типа Oculus Rift или HTC Vive подключен к мощному стационарному компьютеру, но когда-нибудь инженерам с этим ограничением удастся справиться. Хотя нельзя исключать и вариант подключения человека к виртуальной реальности как было показано в фильме «Матрица», потому что может потребоваться слишком много вычислительных мощностей.

В принципе, идея использовать VR во многих сценариях давно витала в воздухе, но только сейчас начинает получать практическое воплощение. К счастью, наступил момент, когда благодаря развитию компьютерных игр произошла консьюмеризация VR. Устройства и ПО виртуальной реальности стали доступны обычным потребителям и на этой почве появилась волна VR-стартапов, предлагающих всевозможные продукты. С 2012 г. в это направление было инвестировано порядка 1,46 млрд. долл. и уж что-то полезное точно получится.

Когда везде не поспеть, нужны аватары

Хороших специалистов, способных обслуживать сложное оборудование, всегда не хватало, а сейчас проблема только усугубилась - качество образования падает, а число поддерживаемых систем растет. Телепортацию еще не изобрели, клонирование запретили, поэтому вашему лучшему специалисту приходится постоянно мотаться с одного объекта на другой - ведь технику из дежурной смены по телефону все не объяснишь, нужно еще самому видеть, что не так.

Дополненная реальность позволяет опытному инженеру использовать глаза удаленного напарника, чтобы выяснить причину сбоя, и его руки, чтобы починить систему. Здесь есть принципиальное отличие от видеозвонка - во-первых, можно передавать изображение с гораздо меньшей частотой, что позволяет работать на слабых каналах связи; во-вторых, система умеет распознавать элементы конструкции и узлы оборудования и показывать в привязке к ним различную информацию из базы данных, находить соответствующие разделы в документации или использовать графические маркеры, объясняющие что делать. Например, «отвинти сначала эти винты, а потом замени вот ту плату». То есть, вы работаете не просто с картинкой, а с 3D-моделью, базой данных и интерактивной средой, что значительно расширяет ваши возможности.

В другом варианте, который реализует компания Octopod из Санкт-Петербурга, инженер, находясь в офисе, использует шлем виртуальной реальности, чтобы обследовать удаленный объект и дать указания своему «аватару», где в точности надо встать и куда посмотреть, чтобы добраться до нужного вентиля или выключателя. Если ваше оборудование достаточно умное, то они снабжено различными датчиками, показания которых можно вывести не только на приборную панель, но и передать по сети. Тогда виртуальная модель совсем «оживает» - все лампочки и стрелки на приборах будут показывать то же самое, что видит техник, находясь рядом с этими устройствами.

Подобный сценарий актуален для всех отраслей, где есть задачи технического обслуживания и ремонта сложной техники - телеком, аэронавигация, лифтовое хозяйство, станки и агрегаты на производстве, транспорт, энергетические установки, буровое оборудование и т. д., и т. п.

Чтобы руки были свободны для полезной работы

Человек в очках Google Glass в людном месте выглядит достаточно пижонски, ибо практической необходимости их носить у него, скорее всего, нет. Но совсем другое дело, когда очки дополненной реальности надевает рабочий склада, комплектующий заказы для службы доставки. Ему крайне важно освободить руки, чтобы поддерживать высокий темп работы.

Подобный сценарий реализовала французская компания Generix для крупного европейского поставщика автозапчастей Oscaro.com, который ежедневно отгружает 20-25 тыс. заказов силами всего 300 рабочих. Конечно, с бумажными документами тут уже давно никто не работают, но и мобильные терминалы, широко используемые в логистике и ритейле, стали тормозом для повышения продуктивности. В итоге рабочим выдали очки дополненной реальности, подключенные к складской системе, откуда приходит очередное задание. На мини-дисплей рабочему выводятся указания, где и какие товары взять, встроенная камера распознает штрих-коды и фиксирует, когда объект помещен в контейнер. Также реализуется и обратная задача - если надо разнести запчасти по полкам на складе, система подскажет, что куда положить.

Вообще говоря, роботизация подобных задач так и напрашивается - человек в этом контуре работает лишь исполнительным механизмом. Возможно, это дело даже не очень далекого будущего, но при этом для управляющей системы ничего не изменится, если рабочих-людей заменить на роботов, поэтому инвестиции в их разработку будут защищены.

Увидеть здание прежде, чем оно будет построено

Строительная индустрия, где постепенно ширится проникновение BIM-технологий (Building Information Model), выглядит идеальным кандидатом для получения выгод от использования виртуальной и дополненной реальности - ведь самая трудоемкая часть VR-проекта - это построение 3D-модели, а здесь она уже априори есть. Остается только импортировать ее в VR-приложение и вуаля! - можно гулять по будущему заводу, торговому центру, отелю или жилому дому.

Зачем это может быть нужно: во-первых, чтобы проектировщики могли лучше представлять себе будущий объект и избегать ситуаций, когда труба отопления оказывается поперек дверного проема - на чертеже какие-то ошибки можно и не заметить, а в виртуальном пространстве это станет очевидно; во-вторых, так может оказаться проще согласовывать проект с заказчиком, который не умеет читать чертежи - пусть надевает шлем и смотрит своими глазами. Результат - снижение рисков проекта за счет выявления ошибок и уточнения требований на ранних стадиях, до начала возведения объекта.

Этот кейс настолько очевиден, что трудно даже остановиться на каком-то одном решении, почти все разработчики систем архитектурно-строительного проектирования во главе с Autodesk активно работают в этом направлении.

Интересным может оказаться опять-таки комбинация виртуальной и дополненной реальности - можно контролировать ход строительства и соответствие возводимого здания плану, если привязать вашу 3D-модель к местности и совместить с реальной картинкой. Если вдруг окно не на месте или лестница ведет не туда, куда предписывает чертеж, вы это сразу увидите.

Тренироваться виртуально, работать реально

Человек может приобрести какие-то навыки и стать настоящим профессионалом только после многих часов практики. Но если журналисту, чтобы практиковаться в написании статей, нужен всего лишь ноутбук, а неудачные тексты можно просто стереть, то пилоту или хирургу приходится гораздо сложнее - потому что непозволительно практиковаться на машинах ценой в сотни миллионов долларов или на живых людях.

Даже цена ошибки новичка-рабочего на сборочном конвейере достаточно велика, чтобы задуматься о возможности обучения на виртуальных объектах - это наименее рискованный и наиболее бюджетный вариант формирования практических навыков у будущих специалистов. Конечно, виртуальная реальность не дает полного опыта сборки сложного изделия или проведения операции, она занимает промежуточное положение между чистой теорией и настоящей практикой. В авиации это давно поняли и ведут подготовку пилотов на специальных комплексах-симуляторах полета, поскольку могли это себе позволить технически и экономически. Сейчас опыт пилотов измеряют в часах налета. Возможно, следовало бы учитывать, пусть отдельной строкой, количество часов, «налетанных» на виртуальном тренажере. Или количество виртуальных операций, проведенных врачом,

Не стоит смотреть на виртуальную реальность лишь как на эрзац традиционного обучения. На VR-тренажере можно смоделировать разнообразные критические ситуации, которые может быть и никогда не произойдут в реальной жизни, но специалист должен быть к ним готов. Такая тренировка нужна всем работникам экстренных служб, авиадиспетчерам, дежурным сменам на электростанциях и многим другим. Даже в спорте VR находит применение - компания STRIVR разработала систему на базе Oculus Rift для тренировки игроков в американский футбол. Во время игры ведется 360-градусная панорамная съемка, а после спортсмены могут заново погрузиться в прошедший матч и отработать все свои ошибки.

Toyota в рамках проекта TeenDrive365, имеющего целью повышение безопасности вождения подростками и их родителями, разработала специальный симулятор на базе Oculus Rift, который показывает риски отвлечения внимания водителя во время движения. В виртуальной реальности воссозданы типичные ситуации - когда кто-то громко разговаривает в салоне, включает музыку, звонит мобильный телефон. Человек при этом сидит на водительском кресле в настоящем автомобиле и «ведет» его, пользуясь рулем и педалями. К сожалению, мелкие события, отвлекающие водителя, часто становятся причиной ДТП.

Обаять покупателя

Человек так устроен, что ему хочется получше рассмотреть и желательно пощупать вещь, которую он собирается купить. Виртуальная реальность пока не может воспроизвести тактильные ощущения, но позволяет справиться по крайней мере с первой задачей - можно показать товар будущему покупателю, обеспечив эффект присутствия. К сожалению, создание качественной 3D-модели объекта все еще обходится довольно дорого, поэтому логично, что за новые возможности в первую очередь ухватились продавцы дорогих товаров - недвижимости и автомобилей.

С автомобилями немного проще, потому что 3D-модель в обязательном порядке создается в процессе проектирования и надо только экспортировать ее из CAD-системы в VR и сделать несложное приложение для просмотра. Это позволит дилерам показать клиенту любую модель в любой комплектации, а не только то что есть в салоне. Об этом объявили по крайней мере Ford и Audi, остальные производители несомненно подтянутся.

Если говорить о «вторичке» на рынке недвижимости, то готовой 3D-модели у вас скорее всего не будет. В таком случае делается многоракурсная фотосъемка, на основе которой потом создается модель, или выполняется лазерное сканирование всех помещений. В результате потенциальный клиент получает возможность совершить виртуальный тур по дому, коттеджу или квартире, которую ему предлагают купить, и не тратить время на лишние поездки. Агентов это также избавляет от множества безрезультативных показов и позволяет работать более эффективно с теми, кто реально настроен на покупку. Например, так работают агенты Sotheby’s Internatonal Realty, используя Samsung Gear VR, чтобы показывать клиентам дорогие дома в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке. 3D-сканирование одного дома обходится примерно в 300-700 долл., что при цене в несколько миллионов выглядит небольшими издержками, зато позволяет дать покупателю полное впечатление об объекте.

VR/AR взорвет мобильность

Аналитики предрекают, что к 2020 г. рынок виртуальной и дополненной реальности достигнет 150 млрд. долл. Возможно. Однако, цифры нет так важны, они в итоге могут оказаться любыми. Здесь важно другое: по отношению к мобильности (в том виде, в каком мы сейчас ее знаем - все эти смартфоны и планшеты), технологии VR/AR являются «подрывной» инновацией (disruptive innovation).

В этом году на Всемирном мобильном конгрессе в Барселоне (MWC) к каждому стенду, на котором можно было попробовать виртуальную реальность, стояли огромные очереди. Мобильный конгресс - не консьюмерская выставка, там собираются только профессионалы из сферы мобильности и телекома. И тем не менее, виртуальная реальность вызвала такой ажиотаж. Совершенно очевидно, что в течение ближайших лет эти технологии станут мейнстримом - поэтому пора запускать проекты, чтобы не прозевать очередную волну прогресса.

Разработчики этого приложения действительно заслуживают внимания. Ребята не просто используют новомодную фишку, а реализовывают её потенциал на все 100%.

Обучающая программа наглядно покажет и расскажет как работает трансмиссия, батарейка отдает заряд, светит лазер, из каких долей состоит мозг и многое другое.

Во-первых это наглядный, детализированный интерактив. Все можно вертеть, масштабировать, касаться частей и получать подсказки.

Во-вторых, тут есть пошаговая обучалка, словно учитель с книгой повествующий о тех или иных вещах.

В третьих - это не одноразовая программа, а целая платформа в которую будут подгружаться новые отсортированные по категориям единицы. Приложение бесплатное, но к моему великому сожалению на английском языке.

С другой стороны - хороший повод подтянуть английский. JIG Space - это пожалуй самое полезное, впечатляющее и вдохновляющее приложение из всех имеющихся в категории AR. Вот оно - будущее в системе образования. И многие сложные вещи становятся чуточку проще.

TapMeasure

Благодаря TapMeasure вы сможете измерять длину предметов, определять отклонение фигур от заданной плоскости и даже создавать трехмерный план помещений с учетом окон, дверей и прочих поверхностей.

В итоге получится интерактивная модель в которой можно посмотреть все размеры. Очень удобная штука, особенно когда нужно что-то набросать или измерить, а под рукой нет рулетки или лазера. Конечно, точность оставляет желать лучшего.

Стоит учесть, что погрешность на метр может составлять сантиметр и более. Но за неимением любого другого более точного инструмента такое решение все равно является выходом.

IKEA Place

Ребята из IKEA быстро подхватили и взяли на вооружение ARKit сделав крутое дополнение к своему каталогу. Теперь многие вещи шведской мебельной фабрики можно вписать в свою комнату и посмотреть на сколько хорошо или не очень это будет выглядеть.

Модели высокополигональны и выглядят достаточно здорово. Есть две главные претензии - нет возможности масштабировать предметы, просто приложение не всегда точно сопоставляет размер, и отсутствие программы в русском App Store. В остальном - так держать. Добавляйте больше вещей из каталога, привяжите к ним все характеристики и будет вам счастье и море удобства.

SketchAR

Если вы не умеете рисовать, то не все потеряно. И для этого на начальном этапе не обязательно ходить на кружок в дом культуры. Приложение Sketch AR поможет вам в этом. Наведя желательно на листок А4 камеру сканер распознает его и покажет четыре точки которые необходимо нарисовать.

Для системы они станут отсчетными, после чего спроецируется выбранное из каталога изображение. Конечно можно одной рукой держать, а второй обрисовывать картинку, но лучше закрепить смартфон или планшет на штативе.

Со SketchAR у вас запросто получится хороший и главное пропорциональный костяк изображения. Затем останется уже без помощи закончить работу.

Magicplan

Основной упор этого приложения ложится на составление чертежных планов помещений и технология дополненной реальности в этом здорово помогает. Нет необходимости рисовать каждую линию - быстро пробежались по комнате отметив углы и получается готовый план.

Где надо - подкорректировали, где надо - дорисовали. Затем, добавили двери, окна и мебель из структуризированного каталога и вот уже через 5 минут у вас готов отличный набросок который не стыдно показать.

Во время ремонта это приложение станет просто незаменимо. Круто то, что затем все полученные помещения можно объединить в один проект и получится квартира или дом.

Housecraft

Одним из первых тестовых примеров дополненной реальности была программка от Apple позволяющая расставлять парочку предметов мебели. Разработчики Housecraft развили эту идею и добавили кучу интерактива и элементов домашней утвари?

Предметы можно расставлять с высокой точностью, поворачивать, масштабировать и даже располагать виртуальные модели друг на дружке. Так что обставить комнату элементами интерьера, пусть и виртуальными предметами, не составит труда.

Night Sky

Далеко не новое приложение Night Sky после недавнего апдэйта получило два режима дополненной реальности - классический, с накладыванием звездного неба и с отображением солнечной системы. Правда последняя фича доступна только по подписке. Хорошо что хоть первый меся бесплатный. Так что побаловались, поизучали небо и нашу систему и на этом достаточно.

Яндекс.Карты

Ребята из Яндекса решили стать первопроходцами в мире где картография и дополненная реальность сосуществуют. В режиме пешехода при построении маршрута на местности будет отображаться точка и путь к ней.

Пока все это реализовано очень простенько и практически не имеет какой-либо пользы, но является наглядным примером того, что и в этом направлении можно работать и это будет смотреться органично.

Осталось допилить привязку маршрута следования, добавить к зданиям интерактивные таблички и сделать толковые очки дополненной реальности и технологичное будущее однозначно станет на шаг ближе.

App in the Air

Это приложение подскажет и покажет маршруты и статус полета в режиме онлайн тех или иных авиарейсов. Если отбросить кучу основных функций и ориентироваться на дополненную реальность, то исходя из своей истории полетов за все время или за конкретный год программа покажет на трехмерном шаре все ваши перелеты и накрученный километраж.Пользы от этого мало, ну конечно можно замутить красивый кадр в Инстаграм.

А вот если бы разработчики интегрировали полеты рейсов в дополненную реальность в режиме онлайн было бы намного круче.

Paint Space AR

И закрывает наш рейтинг рисовалка в AR. Ничего особенного тут нет - выбираете цвета, инструменты или какие-нибудь эффекты и просто балуетесь, расписывая виртуальное окружение. Зачем это может понадобиться на практике - я не знаю.

Так еще и разработчики предоставили лишь ограниченное количество инструментов, цветов и возможностей. За остальное извольте платить.

К сожалению, приложений реализованных с применением дополненной реальности в App Store ничтожно мало, а толковых из них еще меньше. В Google Play такие программы начнут появляться чуточку позже, ибо Google затянула с выпуском пакета для разработчиков.

Что же такое дополненная реальность? Первое, что придёт в голову любому человеку - это всем известные мечты о виртуальности, полном погружении, будь то кино или компьютерная игра. Однако, это далеко не так.

Знакомство

Дополненная реальность - это целая методика, позволяющая дополнять реальный мир новой информацией с помощью цифровых технологий.

Другое определение - смешанная реальность воспринимаемая с помощью добавленных компьютером элементов в текущем времени.

Ученый Рональз Азума определил в 1997 году, что технология дополненной реальности - это система, совмещающая виртуальное и настоящее, взаимодействующая в текущем времени и работающая в 3D.

Как вы можете видеть, понятие виртуальной реальности является лишь частью чего-то намного большего, чем просто аксессуара для развлечений.

Первые шаги

Для того чтобы разобраться, что такое дополненная реальность, не обязательно понимать процессы, протекающие в компьютере. Люди, для которых слова о виртуальности ничего не говорят и не разъясняют, могут вспомнить примеры из детства.

У вас в юности был принтер или компьютер? Это сейчас люди не могут представить себе жизнь без цифровых технологий, а в далёких 90-х дети писали сочинения и рефераты от руки. Кажется, где тут можно найти дополненную реальность? Рефераты в школах писались на альбомных листах А4. Кто поумней, чтобы выходило ровно, разлиновывал лист с помощью карандаша и линейки, а вот некоторым везло больше. В семьях частенько можно было встретить трафарет - лист бумаги с четко и ярко нанесёнными черными линиями. Если на него сверху положить альбомный лист, то эти линии будут видны насквозь, и человек сможет писать как по линейке. Трафарет дополнял альбомный лист строками.

А может кто-то помнит трафареты в инженерных и конструкторских бюро. Прозрачные плёнки, на которые наносятся варианты схем и чертежей, для того чтобы можно было наложить на оригинал.

В российской армии до сих пор используются с двойной поверхностью и подсветкой. Между двумя плоскостями кладётся карта местности, а на верхнем прозрачном покрытии рисуются планы боевых действий. Таким образом создаётся прообраз рабочего виртуального места.

Инновации Microsoft

Разработка современных приложений не стоит на месте. У многих на слуху сейчас сведения о том, что различные компании разрабатывают очки дополненной реальности. Примером этой технологии можно назвать Microsoft HoloLens. Это современный гаджет, выполненный в виде очков, предназначенных для создания дополненной реальности. Устройство контролируется с помощью жестов или голосовых команд и позволяет управлять виртуальными объектами, создаваемыми поверх реальных, которые видны сквозь прозрачные линзы.

Во время презентации этого гаджета был устроен просмотр 3D видео, а также продемонстрирована возможность создавать трёхмерные объекты. Более того, создатели заверяют, что модели, созданные в их устройстве, можно сразу отправлять на 3D-принтер и печать.

Механизм работы этих очков не использует голограмм, а просто создаёт изображение на поверхности линз таким образом, чтобы можно было отслеживать движения глаз. По сути, вся виртуальная картинка остаётся исключительно в вашей голове. Для работы этих очков не требуются какие-либо камеры, датчики или подключение к компьютеру.

Первооткрыватели Google

Несмотря на очевидный прогресс в создании очков дополненной реальности у Майкрософт, первыми, кто создал работающий прототип, стали специалисты из Google X. Так называемые google glass были презентованы в 2012 году и должны были совмещать в себе видеодневник, дополненную реальность, мобильную связь и интернет.

Гаджет крепится на голову, он снабжен маленьким дисплеем и камерой. Управление происходит голосом по ключевому слову. Идея была реализована для людей, носящих корректирующие зрение очки дополненной реальности, таким образом, чтобы можно было заменять линзы под каждого индивидуально.

Играем в жизнь

Как ни странно, игры дополненной реальности вошли в нашу жизнь относительно давно. Разумеется, относительно создания очков. Интересный факт - индустрия развлечений всегда на шаг впереди серьёзных проектов. К сожалению, а может быть и к счастью, они не приобрели формат массового увлечения. Скорее всего, для того чтобы это произошло, необходим массовый переворот в сознании. Хотя есть вероятность, что человечество просто боится в итоге перепутать реальность и виртуальность. Приведём пару игр, использующих технологию дополненной реальности.

  1. Real strike - это даже не игра, а просто приложение. В ней используется камера вашего смартфона. При запуске включается камера, и на картинку накладывается модель оружия. Противников нет. Так что пользователь со спокойной душой может "отстреливать" докучающих соседей, хамов на дороге, доставшего начальника. Неплохое приложение для разрядки нервов.
  2. Одним из популярных жанров компьютерных игр является так называемый Толпы озлобленных монстров, пытающихся разрушить вашу башню. Действие игры дополненной реальности AR Defender 2 происходит у вас в комнате, кабинете или классе. Точно так же, как и в предыдущем варианте, камера гаджета считывает информацию об окружающем пространстве и уже на него выводит изображение. Продвинутый движок приложения абсолютно четко воспринимает неровности поверхности, что обеспечивает еще более высокий уровень погружения.
  3. Хороший способ провести перерыв на работе - это сыграть в виртуальный баскетбол. Приложение AR Basketball, позволяет создавать образ баскетбольной корзины на том месте, куда прикреплён специальный QR код. Вы можете распечатать его и поместить на любую поверхность, хоть просто на стену, хоть на кружку с кофе.

Не до игр

Если вы являетесь серьёзным человеком, считающим, что играм не место в нашей жизни вообще, то существуют приложения дополненной реальности для служебной деятельности. Тысячи программ и утилит, позволяющих сделать хороший маркетинговый ход.

  1. Как вам идея установить в магазине одежды в примерочных системы дополненной реальности так, чтобы посетители не брали вещи с вешалок, а просто примеряли их на компьютере?
  2. Или проходившая акция канала National Geographic, приобщавшая людей к миру дикой природы без выезда за пределы города.
  3. Возможность создавать в приложении 3D проект здания, с переносом с места на место без особых проблем.
  4. Если вы заядлый турист, то браузеры дополненной реальности помогут вам отыскать любую необходимую информацию по месту, где вы находитесь, или найти дорогу, если заблудились.

Своими руками

Если вы практикующий программист и вас интересует дополненная реальность, как сделать её самому, подскажет Swarp SDK. Разработанный российскими программистами продукт служит для создания приложения дополненной реальности в "домашних" условиях. Поскольку программирование является сложным творческим процессом, вникать в тонкости сего действия не будем, а просто опишем общий интерфейс программного обеспечения.

  1. Bin - директория, в которой находятся все библиотеки Swarp SDK, а также движок управления Mogre.
  2. Docs - тут хранится вся документация, а также FAQ пользователя.
  3. Examples - тут собраны примеры, созданные разработчиками Swarp SDK.
  4. Trackable - здесь есть несколько готовых маркеров, необходимых для размещения виртуального объекта в реальности.
  5. Utilites - существует 3 встроенных утилиты, две из которых служат для просмотра лицензии и общих сведений о приложении, а вот третья создаёт маркеры для объектов дополненной реальности.

С помощью этого программного обеспечения создаётся дополненная реальность, программы, её использующие, а также коды, необходимые для реализации виртуальности в реальной жизни.

Примеры

Дополненная реальность уже прочно вошла в повседневность многих людей. Если не считать компьютерные технологии и гаджеты, то человечество использует ее для решения самых разных задач.

В современных боевых самолётах и вертолётах с помощью систем дополненной реальности реализуется индикаторная панель, режим прицеливания, в общем всё, что можно просто и быстро посмотреть, не отвлекаясь на остальную приборную доску.

В полиграфии дополненная реальность используется также в достаточно больших объёмах. В различных журналах, газетах, путеводителях или картах помещаются специальные коды, которые необходимо считывать особыми браузерами, предназначенными для их просмотра. В таких отметках может находиться абсолютно любой цифровой контент - текст, видео, изображения или даже музыка.

Дополненная реальность на андроид-платформе реализуется в виде игровых и развлекательных приложений.

В медицине также используется эта технология. Например, для локализации опухоли в каком-либо органе проводят сканирование, а затем накладывают результат на модель пораженного органа, таким образом сохранив больше здоровой ткани. Дополненная реальность уже сейчас спасает тысячи жизней. Даже несмотря на то, что находится ещё в зачаточном состоянии.

Будущее

Технология дополненной реальности всё глубже проникает в нашу жизнь. Уровень распространения кибертехнологий и их интеграции в сферу жизнедеятельности человечества настолько высок, что в скором времени нам могут не потребоваться многие привычные сейчас вещи. Несмотря на то, что приложения дополненной реальности сейчас не очень популярны, возможно, из-за того, что требуют от человека хоть каких-то действий - выйти на улицу, пошевелиться. Сложно сказать, что станет с человечеством в ближайшее время благодаря этим технологиям. Мы можем либо полностью атрофироваться, сидя за компьютерами, либо шагнуть в новый мир, полный интереснейших событий, технологий, аттракционов... то есть заиграться, полностью погрузившись в виртуальность.

Все, что нужно знать про VR/AR-технологии

Анастасия Скрынникова

Что такое VR и AR?

Виртуальная реальность - созданный техническими средствами мир, передаваемый человеку через его ощущения: зрение, слух, обоняние, осязание и другие. Виртуальная реальность имитирует как воздействие, так и реакции на воздействие.

Дополненная реальность (англ. augmented reality, AR - «расширенная реальность») - технологии, которые дополняют реальный мир, добавляя любые сенсорные данные. Несмотря на название, эти технологии могут как привносить в реальный мир виртуальный данные, так и устранять из него объекты. Возможности AR ограничиваются лишь возможностями устройств и программ.

Cтоит сразу прояснить разницу между AR и VR:

VR блокирует реальный мир и погружает пользователя в цифровую вселенную. Если вы надеваете гарнитуру и вместо гостиной вдруг оказываетесь в гуще схватки с зомби, то это VR.

AR добавляет элементы цифрового мира в реальный. Если вы идете по улице и вдруг на тротуаре перед вами появляется покемон Дрэгонайт, то это AR.


Пример дополненной реальности: игра Pokemon GO

История AR/VR

Принято считать, что развитие виртуальной реальности началось в 50-е годы прошлого века. В 1961 году компания Philco Corporation разработала первые шлемы виртуальной реальности Headsight для военных целей, и это стало первым применением технологии в реальной жизни. Но опираясь на сегодняшнюю классификацию, систему, скорее, отнесли бы к AR-технологиям.

Отцом виртуальной реальности по праву считается Мортон Хейлиг. В 1962 он запатентовал первый в мире виртуальный симулятор под названием «Сенсорама». Аппарат представлял собой громоздкое устройство, внешне напоминающее игровые автоматы 80-х, и позволял зрителю испытать опыт погружения в виртуальную реальность, например, прокатиться на мотоцикле по улицам Бруклина. Но изобретение Хейлига вызывало недоверие у инвесторов и учёному пришлось прекратить разработки.


«Сенсорама» Хейлига


Через несколько лет после Хейлига похожее устройство представил профессор Гарварда Айван Сазерленд, который вместе со студентом Бобом Спрауллом создал «Дамоклов меч» - первую систему виртуальной реальности на основе головного дисплея. Очки крепились к потолку, и через компьютер транслировалась картинка. Несмотря на столь громоздкое изобретение, технологией заинтересовались ЦРУ и НАСА.

В 80-е годы компания VPL Research разработала более современное оборудование для виртуальной реальности - очки EyePhone и перчатку DataGlove. Компанию создал Джарон Ланье - талантливый изобретатель, поступивший в университет в 13 лет. Именно он придумал термин «виртуальная реальность».

Дополненная реальность шла рука об руку с виртуальной вплоть до 1990 года, когда учёный Том Коделл впервые предложил термин «дополненная реальность». В 1992 году Льюис Розенберг разработал одну из самых ранних функционирующих систем дополненной реальности для ВВС США. Экзоскелет Розенберга позволял военным виртуально управлять машинами, находясь в удалённом центре управления. А в 1994 году Жюли Мартин создала первую дополненную реальность в театре под названием «Танцы в киберпространстве» – постановку, в которой акробаты танцевали в виртуальном пространстве.

В 90-х были и другие интересные открытия, например, австралийка Джули Мартин соединила виртуальную реальность с телевидением. Тогда же начались разработки игровых платформ с использованием технологий виртуальной реальности. В 1993 году компания Sega разработала консоль Genesis.

На демонстрациях и предварительных показах, однако, всё и закончилось. Игры с Sega VR сопровождали головные боли и тошнота и устройство никогда не вышло в продажу. Высокая стоимость девайсов, скудное техническое оснащение и побочные эффекты вынудили людей на время забыть о технологиях VR и АR.



В 2000 году благодаря дополнению с технологиями AR в игре Quake появилась возможность преследовать чудовищ по настоящим улицам. Правда, играть можно было лишь вооружившись виртуальным шлемом с датчиками и камерами, что не способствовало популярности игры, но стало предпосылкой для появления известной ныне Pokemon Go.

Настоящий бум начался только в 2012 году. 1 августа 2012 года малоизвестный стартап Oculus запустил на платформе Kickstarter кампанию по сбору средств на выпуск шлема виртуальной реальности. Разработчики обещали пользователям «эффект полного погружения» за счет применения дисплеев с разрешением 640 на 800 пикселей для каждого глаза.

Необходимые 250 тысяч долларов были собраны уже за первые четыре часа. Спустя три с половиной года, 6 января 2015 года, начались предпродажи первого серийного потребительского шлема виртуальной реальности Oculus Rift CV1. Сказать, что релиз был ожидаемым - значит не сказать ничего. Вся первая партия шлемов была раскуплена за 14 минут.

Это стало символическим началом бума VR-технологий и взрывного роста инвестиций в эту отрасль. Именно с 2015 года технологии виртуальной реальности стали поистине новым технологическим Клондайком.

Что происходит на рынке виртуальной и дополненной реальности в мире

Хотя возможности виртуальной реальности ещё недоступны массовому потребителю, известные компании вовсю занимаются развитием этих технологий.

Владелец Universal Studios компания Comcast вложила $6,8 млн в небольшую VR-студию Felix&Paul в Монреале, которая успела поработать с Funny or Die и Белым домом.

В развитие виртуальной реальности инвестирует также издание New York Times. Уже много издание создает 360-градусные видео, которые выигрывают фестиваль « Каннские львы».



Российский рынок виртуальной и дополненной реальностей по большей части представлен небольшими компаниями, которые делают проекты на базе зарубежных разработок (Oculus Rift, HTC Vive). Такой, например, является компания AR Production , которая появилась на рынке в 2011 году и делает проекты под разные компании – в том числе Музей дополненной реальности , буклеты с дополненной реальностью для Газпрома и виртуальную экскурсию для агрохолдинга «Кубань».

Но не все компании хотят строить бизнес, отталкиваясь от разработок западных коллег. Так, российская компания Boxglass не только снимает видео в формате 360 и разрабатывает AR/VR-приложения, но и производит собственные очки виртуальной реальности .

Ещё круче работает компания VE Group - основанная около 10 лет назад, она называет себя системным интегратором в области 3D-визуализации и систем виртуальной реальности. Помимо разработки центров виртуальных исследований и комнат VR, компания делает VR-решения для нефтегазовой отрасли, образования и строительства.

Рынок виртуальной реальности в России также хорошо представлен стартапами, крупными и не очень. Из тех, у кого точно получилось, можно выделить стартап Fibrum, который в прошлом году с немецкими ритейл-сетями Media Markt и Gravis о поставке своих шлемов виртуальной реальности. Еще один интересный проект - мотоциклетный шлем дополненной реальности LiveMap , финальная версия которого будет представлена на CES 2018.


Так выглядит VR-шлем от Fibrum


Подробнее о рынке AR/VR в России читайте в материалах Rusbase:

Инвесторы на рынке VR и AR

Как стартаперу легче всего найти средства для развития проекта? Конечно, привлечь инвестора.

Если вы создали (или только хотите создать) VR-стартап и ищете инвесторов именно в России, то стоит обратить внимание на фонд VRTech , который основан в 2016 году и ориентирован на VR-проекты на начальной стадии из России, Америки, Европы и Азии.


Что инвесторы думают о AR/VR, читайте в материалах Rusbase:

Использование виртуальной и дополненной реальностей

Виртуальная реальность - та отрасль, в которой инфраструктура и технологии развиваются параллельно с развитием контента. Ведь если есть шлем или очки виртуальной реальности -должно быть то, что через них смотреть и делать.

Поэтому можно обозначить несколько основных направлений развития отрасли, в зависимости от контента и сферы применения:

  1. кино;
  2. трансляции и шоу;
  3. маркетинг
  4. образование;
  5. и недвижимость;
  6. и ВПК.

Есть детальный обзор рынка по каждому из этих пунктов. А ниже рассказываем о том, как конкретно технологии VR и AR применяются в разных отраслях.

Если вы внимательно читали часть, посвященную истории виртуальной реальности, то уже знаете, что разработки начались в первую очередь для применения их в военных целях. С тех пор разработки VR стали качественнее, а сейчас начинают применяться не только в военном деле, но и в других областях. Например, для лечения психических расстройств. Специалисты из Гарвардского университета опубликовали , в которой рассматривают эффективность современных методов VR для лечения психических заболеваний, а особенно - тревожных неврозов и фобий. А феврале прошлого года группа ученых из Великобритании и Испании с помощью виртуальной реальности и продемонстрировала его эффективность.

Пожалуй, самые полезные VR-разработки делаются в медицине. Студентам медицинских вузов больше не нужно оттачивать мастерство на трупах, вместо этого появились виртуальные симуляторы с тактильной обратной связью. Так выглядит тренажер для хирургов на основе виртуальной реальности:



Любопытные решения виртуальной и дополненной реальности есть и в маркетинге. И если вы думаете, что маркетинг и реклама – это всего лишь бесполезная трата времени и денег, посмотрите на проект Inside Impact фонда Билла Клинтона против бедности. Чтобы собрать деньги на развитие стран Восточной Африки, фонд создал фильм, снятый на 360-градусную камеру. При просмотре зрители попадают в Кению вместе с Биллом Клинтоном и его дочерью Челси. Поднимая темы ВИЧ/СПИДа, малярии, нехватки роддомов и перспектив солнечной энергии, зрителя практически за руку проводят по улицам, школам и другим учреждениям, вовлекая и подталкивая к эмпатии.

VR - будущее порноиндустрии?

Предметы виртуальной реальности

К предметам VR мы относим все устройства, которые используем для погружения в виртуальный мир. Это могут быть:

  • Костюм виртуальной реальности
  • Очки VR
  • Перчатки
  • Комната VR

Костюм виртуальной реальности - устройство, позволяющее человеку погрузиться в мир виртуальной реальности. Это костюм, полностью изолирующий от внешнего мира, внутри которого находятся видеоэкран, многоканальная акустическая система и электронные устройства, воздействующие на нервные окончания кожи, вызывая иллюзию прикосновений или, например, дующего ветра.

Сейчас изготовление такого костюма нецелесообразно из-за его высокой стоимости, поэтому для частичного погружения в виртуальное пространство обычно используют шлем и перчатки виртуальной реальности.

Впрочем, вполне достоин звания костюма виртуальной реальности гаптическийТо есть включающий все виды кожной рецепции, за счет работы которых строится осязательный образ костюм от американского стартапа

Все чаще виртуальная и дополненная реальность становятся темой для обсуждения. Какая из этих двух технологий принесет больше пользы крупным компаниям? Для начала следует вспомнить, что такое виртуальная и дополненная реальность и чем они отличаются.

Дополненная реальность (augmented reality) достигается за счет технологий, дополняющих видение реального мира информацией, созданной компьютером.

Хорошим примером дополненной реальности можно назвать Google Glass — смарт-очки (smartglasses), сочетающие в себе тачпад, камеру и LED-дисплей. Благодаря дисплею пользователи Google Glass имеют доступ в интернет и к таким услугам, как навигация и отправка электронных писем на адреса, указанные в пределах видимости.

Устройства нового поколения, как, например, Microsoft HoloLens, открывают поистине волшебные возможности:

Так как данная технология опирается на цифровое видение реального мира, для воплощения ее в жизнь могут быть использованы более привычные устройства: смартфоны и планшеты.

Как и предполагает название, понятие виртуальной реальности (virtual reality) охватывает технологии, позволяющие пользователю взаимодействовать с виртуальным окружением. В отличие от дополненной реальности реальный мир тут отсутствует вообще, с ним нет ни прямого, ни косвенного контакта — все что видит, слышит и ощущает пользователь, является компьютерной программой.

Разработка Oculus Rift, принадлежащая Facebook — один из примеров устройства виртуальной реальности.

Как этим пользуются компании?

Так как смартфоны и планшеты могут быть использованы для создания дополнительной реальности, существует множество примеров использования AR крупными компаниями.

В 2013 году сеть супермаркетов Asda обратилась к дополненной реальности, чтобы организовать мероприятие «Охота на Хэллоуин», где дети должны были воспользоваться специальным приложением Asda и пройти квест в здании супермаркете, двигаясь от пункта к пункту.

В том же 2013 году IKEA запустила приложение для iOS и Android, позволяющее покупателям прикинуть с помощью камеры как мебель IKEA будет смотреться в их домах.

За несколько лет использования технологии дополненной реальности сложилась своя практика ее применения, что облегчило крупным компаниям разработку и отладку соответствующих приложений.

Виртуальная реальность развивается более медленно, ведь ей реже находится применение на практике, однако количество примеров оных все же неуклонно растет. Бренды Tommy Hilfiger и Thomas Cook активно внедряют VR с помощью таких устройств, как Oculus Rift и Samsung Gear RV.

Компания Boursin, известная своими сырами, совместила виртуальную реальность, компьютерную графику и настоящие продукты, чтобы создать собственную необычную выездную презентацию.

Потенциал технологии

Благодаря растущей мощности и доступности смартфонов и планшетов для компаний всех отраслей и калибров открываются широкие возможности, позволяющие создавать качественную и проработанную дополненную реальность уже сегодня.

Виртуальная реальность пока что не так доступна и, возможно, ее время еще не совсем настало, но уже сейчас существуют многочисленные методы применения VR различными компаниями, а временами так и вовсе могут сыграть решающую роль на рынке.

К примеру, бренды из отрасли туризма и гостиничного дела, включая крупную сеть отелей Marriott, турагентство Thomas Cook и авиакомпанию Qantas Airways, уже начали экспериментировать с VR-устройствами нового поколения, а в некоторых случаях виртуальная реальность способна произвести революцию в процедуре продажи услуг подобными компаниями.

Что лучше: AR или VR?

Куда должны устремить свои взоры компании — на дополненную или на виртуальную реальность? Все зависит от поставленных задач.

Несомненно, AR сегодня более доступна,: существует масса возможностей создания дополненной реальности, причем обычных смартфона и планшета будет более, чем достаточно, а само приложение легко распространить через популярные сервисы.

VR, в свою очередь, вызывает повышенный интерес, однако пока что далеко не всегда компании способны найти ей применение. Несмотря на то, что Oculus Rift, Samsung Gear VR и прочие устройства уже доступны в продаже, они все еще далеки от мейнстрима.

Новое на сайте

>

Самое популярное